Кораблестроение зародилось в глубокой древности в связи с возникновением потребности в судах значительных размеров. Развитое судостроение существовало в Древнем Египте, в Финикии, Древнем Китае. В Средние века суда в значительных количествах строились в Византии, в государствах Средиземноморья и Северной Европы, в Древней Руси. С VII века у восточных славян последовательно менялась схема строительства: от каркасного (плетёного) судна, обтянутого корой или кожей (древнего корабля) к набойной ладье, и, далее, к дощатому судну. Уже в VIII веке спускаются на воду плоскодонные суда с прямыми бортами и с дощатой обшивкой, с заостренной носовой и усеченной кормовой, частями.
Средиземном море, то есть более 5000 лет до н. э., на самом деле был периодом ее заката и упадка. Вполне вероятен срок в десятки тысячелетий. Хорошо бы начать исторический обзор с нуля, но мы не знаем и вряд ли узнаем когда-либо время и место создания первой лодки с мачтой и парусом. Очень вероятно, что тот период, который мы традиционно считаем периодом начала парусной навигации на Археология поставляет нам все больше материалов о все более древних эпохах. Известны также очень древние плоты из древесных стволов. Такой плот мог быть оборудован мачтой, парусом, навесом и съемным рулевым веслом. Плоты этого типа сохранились на всех континентах, кроме Европы. Самым древним плотом считают бразильскую жангаду из бальсовых стволов.
Предшественником судостроения следует считать ремесло первобытных людей по связыванию из отдельных брёвен плотов. Постепенное увеличение размеров этих плавательных средств привело к появлению водоизмещающего корпуса, который стал неотъемлемой чертой кораблей на всё последующее время. Изначально водоизмещающие корпуса были небольшие по размеру, но уже содержали в себе все элементы современных кораблей. К каркасу крепилась обшивка, основным конструкционным материалом было дерево. Со временем люди научились соединять отдельные детали в шип и в паз, скреплять соединения клеем или гвоздями. Таким образом появились первые мореходные корабли, для защиты которых от захлёстывания волнами появилась палуба. В дальнейшем, уже до индустриальной эпохи, конструкция деревянных корпусов судов значительных изменений в принципе не претерпела, экстенсивно расширяясь в сторону увеличения размеров корабля, числа его палуб, применения новых пород и сортов древесины, методов её сохранения от влияния воды. Постоянно совершенствовались внешние формы обводов судов для достижения заданных судостроителями характеристик скорости, мореходности или грузоподъёмности корабля.
В начале 19 века, когда начали строить паровые машины, появился и пароход. В 1807 году американский изобретатель Р. Фултон первым в мире построил речной колесный пароход «Клермонт». Свой первый рейс он совершил из Нью-Йорка в Олбани по реке Гудзон со скоростью 5 узлов (около 9 км/час). В России первый пароход «Елизавета» был сооружен в 1815 году. Его паровая машина имела мощность в 4 лошадиные силы. «Елизавета» курсировала между Петербургом и Кронштадтом.
Именно тогда и пробил последний час парусных кораблей они зависели от воли ветра, а пароходам не мешал ни ветер, ни штиль. К началу 20 века винтовые пароходы практически вытеснили парусные суда с основных морских путей.
Теплоход самоходное судно, основным двигателем которого является двигатель внутреннего сгорания, чаще всего дизельный.
Турбоход судно, приводимое в движение паровой или газовой турбиной. Первый турбоход был спущен на воду в 1896 году и назывался «Турбиния».
Электроход судно, двигатель которого приводится в действие электрическим двигателем. Основные преимущества электрического привода возможность быстро и плавно менять скорость и направление вращения движителя, низкий уровень шума и вибрации (что важно для пассажирских судов).
Атомоход (атомное судно) общее название судов с ядерной энергетической установкой. Различают атомоходы гражданские (атомные ледоколы, транспортные суда) и военные.
Подводная лодка класс кораблей, способных погружаться и длительное время находиться и действовать под водой. Является основным вооружением подводных сил военно- морского флота многих государств мира. Важнейшее тактическое свойство подводной лодки скрытность.
Корабль в разрезе
Когда на транспортное судно необходимо погрузить какой-то неподъемный груз, сначала открывают специальные отверстия и балластные цистерны заполняют забортной водой. Судно становится намноготяжелее и погружается на глубину до 26 метров (высота восьмиэтажного дома).
На погружение необходимо около 12 часов, ведь цистерны под днищем корабля должны заполняться равномерно. После погружения и стабилизации морского судна, начинается погрузка. Процесс погрузки очень ответственное мероприятие, требующее от всех работников особых знаний, расчетливости, предельной внимательности и слаженности всей команды, а также это может достигать больших временных затрат. При помощи буксиров, груз толкают и удерживают над уровнем палубы, пока судно не поднимется в свое нормальное положение. Затем команда сварщиков крепит груз к металлической палубе. Проверяется постановка груза, водолазами. Потом воду медленно откачивают, и корабль принимает на себя плавучий груз.
Сравнение размеров Queen Mary 2 с другими транспортными средствами, включая «Титаник»
Cамый большой пассажирский лайнер в мире