Компетенции как результат обучения и их учебно- методическое обеспечение Н.С. Сергиева, д.ф.н.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Новый формат рабочих программ дисциплин Л.Е. Егорова Пленум Совета УМО вузов России по образованию в области энергетики и электротехники, Москва
Advertisements

Информационные технологии в автоматизации планировании учебного процесса вуза Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных.
Кыргызский технический университет им. И.Раззакова (КТУ им. И. Раззакова) О РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО.
1 Формирование основных образовательных программ по направлению «Менеджмент» Кабанова Татьяна Александровна кандидат хим. наук, доцент Государственный.
Рекомендации по введению в вузах ФГОС ВПО III III поколения в области хореографического искусства и разработке основных образовательных программ АКАДЕМИЯ.
Научно-методическое обеспечение обновления структуры и содержания подготовки педагогических кадров Начальник Учебно-методического управления МПГУ Екатерина.
Документационное обеспечение образовательного процесса начальник отдела методической работы и управления качеством образования к.ф-м.н., доцент Дамбуева.
ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
Практико-ориентированное обучение в условиях реализации ФГОС профессионального образования нового поколения круглый стол 28 марта 2012 года.
О ПРОЕКТАХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ М.Б. Челышкова.
Содержание и структура раздела 6. Экспертиза материалов раздела 6 Р.У.Богданова, председатель научно-методического совета по развитию воспитательной деятельности.
МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ПЕРЕХОДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных дисциплин (модулей) и практик в составе ООП, реализующей ФГОС ВПО по направлению.
О методическом обеспечении стандартов III поколения – ФГОС ВПО Гагулина Наталья Львовна начальник центра качества и НО УП.
Государственный контракт на выполнение работ (оказание услуг) для государственных нужд от«07» ноября 2011 г. 12.Р «Создание и внедрение системы.
Принципы проектирования образовательных программ ДПО, предполагающих построение индивидуальных образовательных траекторий М. В. Пономарев, директор Центра.
Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных дисциплин (модулей) и практик в составе ООП, реализующей ФГОС ВПО по направлению.
Использование компетентностного подхода при разработке рабочей программы учебной дисциплины.
Федеральный государственный образовательный стандарт профессионального образования: основные положения С.А. Ефимова, к.п.н., директор ЦПО Самарской области.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) © Г.Н. Варковецкая, канд. пед. наук, ИПО РАО, 2008.
Транксрипт:

Компетенции как результат обучения и их учебно- методическое обеспечение Н.С. Сергиева, д.ф.н.

Понятие компетенции и ее содержание Болонский процесс и проект TUNING Болонский процесс и реформа российского ВПО Учебно-методическое обеспечение компетентностного подхода в ООП

Болонский процесс Результаты обучения предполагается описывать с помощью компетенций, представляющих собой динамичную совокупность знаний, умений, навыков, способностей и личностных качеств, которую студент может продемонстрировать после завершения образовательной программы (или ее части). Результаты обучения предполагается описывать с помощью компетенций, представляющих собой динамичную совокупность знаний, умений, навыков, способностей и личностных качеств, которую студент может продемонстрировать после завершения образовательной программы (или ее части). В отличие от традиционных для российского образования комплексов так называемых «ЗУНов» – знаний, умений и навыков, – которые ранее оценивались (как в совокупности, так и по отдельности) в процессе обучения и по его завершении, компетенции имеют комплексный характер и включают поведенческий аспект (систему социальных, нравственных и профессиональных ориентиров, позволяющих выпускнику «правильно» вести себя в профессиональных и внепрофессиональных ситуациях. В отличие от традиционных для российского образования комплексов так называемых «ЗУНов» – знаний, умений и навыков, – которые ранее оценивались (как в совокупности, так и по отдельности) в процессе обучения и по его завершении, компетенции имеют комплексный характер и включают поведенческий аспект (систему социальных, нравственных и профессиональных ориентиров, позволяющих выпускнику «правильно» вести себя в профессиональных и внепрофессиональных ситуациях.

Важнейшие признаки образовательных программ а) компетентностный подход (ориентация на результаты обучения, выраженные в форме компетенций); б) модульное построение; в) объем учебной нагрузки, исчисляемый в кредитах.

Проект TUNING Основные направления: Формулировка общих (универсальных) компетенций, независимых от предметной области (направления подготовки ВПО); Формулировка профессиональных компетенций, специфических для каждой предметной области (направления подготовки ВПО); Разработка алгоритма учета трудозатрат студентов на обучение в кредитных единицах ECTS; Выработка новых образовательных технологий и принципов оценки результатов обучения; Выработка систем повышения качества образования (создание вузовских структур контроля качества образования).

Проект TUNING Базовые термины-концепты: профиль обучения; циклы и уровни обучения; результаты обучения; компетенции; модули образовательной программы; кредитные единицы; учебная нагрузка (объем учебной работы, трудозатраты) студента; обеспечение качества образования.

Проект TUNING Понятие «компетенция» в TUNING включает: знание и понимание (теоретическое знание и способность знать и понимать); знание как действовать (практическое применение знаний в конкретных профессиональных ситуациях); знание как быть (ценности как неотъемлемая часть восприятия и социального бытия).

Компетенции в методологии TUNING разделены : 1. общие (универсальные): а) инструментальные, б) межличностные, в) системные. 2. предметно-специфические (профессиональные).

Базовый принцип методологии TUNING Добиваться как можно более гармоничного соответствия определенных преподавательским сообществом и согласованных с потенциальными работодателями результатов обучения, набора формируемых у студента компетенций, модульной структуры учебного плана, образовательных технологий, оценочных средств – квалификации, которую получает выпускник.

Болонский процесс и реформа российского ВПО Важнейшие задачи: ориентацию учебного процесса на результаты обучения – т.е. четкое определение того, что именно будет знать и уметь выпускник по окончании вуза; изменение формы представление результатов обучения: вместо традиционного описания знаний, умений и навыков (ЗУНов) – формулирование приобретаемых выпускником компетенций (выработанных у студента интегративных поведенческих моделей профессиональной и социальной активности). непрерывный и многоаспектный контроль над процессом обучения – создание методологии и методик оценки качества образования.

Компетенция и ее составные части В понятие компетенции в качестве составных частей входят и знания, и умения, и навыки, но еще и личностные качества (инициативность, целеустремленность, способность к корректному целеполаганию, ответственность, толерантность и т.п.), социальная адаптация (умение работать как самостоятельно, так и в коллективе, соотносить планирование и результаты своей деятельности с потребностями общества и т.п.), а также опыт профессиональной деятельности (и шире – творческой деятельности в избранной сфере и за ее пределами).

ФГОС V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА 5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): … 5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): …

Учебно методические документы ООП, требующие отражения компетенций Рабочие программы учебных дисциплин (модулей); Программы практик; Фонды оценочных средств; Итоговая государственная аттестация (Требования в содержанию, объему и структуре выпускных квалификационных работ, Требования к содержанию и процедуре проведения государственного экзамена).

Варианты отражения компетенций в рабочей программе Вариант Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины Указать компетенции по ФГОС (с соответствующими номерами), на освоение которых направлено изучение данной дисциплины. В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: _____________________________ Уметь: _______________________________ Владеть: ________________________________

Варианты отражения компетенций в рабочей программе Вариант Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля). Если в результате освоения дисциплины (модуля) формируется та или иная компетен­ция (-ции) целиком, то указывается название (- ния) соответствующей (-их) компетенции (-ий). Если в результате освоения дисциплины (модуля) формируется только часть той или иной компетенции, то это указывается и дополнительно раскрываются компоненты фор­мируемой компетенции в виде знаний, умений, владений. В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: Уметь: Владеть

Использованная литература: 1. Федоров А.А, Елина Е.Г. и др. Разработка учебно- методической документации, обеспечивающей реализацию федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения по направлению ВПО «Филология». - Уфа: РИЦ БашГУ, – 152 с. 2. Богословский В.А. Караваева Е.В. и др. Методические рекомендации по проектированию оценочных средств для реализации многоуровневых программ ВПО при компетентностном подходе. - М.: МГУ, Ковтун Е.Н., Родионова С.Е. Научные подходы к созданию образовательно-профессиональных программ на модульной основе // Информационный бюллетень 10 Совета по филологии УМО по классическому университетскому образованию. Тверь: Научная книга, – С