Мы живем в век освоения космоса, в век полётов космических кораблей на Луну и на другие планеты Солнечной системы. Нам часто приходится слышать и читать о том, что лётчики-космонавты и все предметы на космическом корабле во время его полёта находятся в особом состоянии, называемом состоянием невесомости. Так что же такое НЕВЕСОМОСТЬ?
Невесомость состояние, когда сила взаимодействия тела с опорой (кажущийся вес тела), возникающая в связи с гравитационным притяжением или в связи с ускорением тела, исчезает. Замечали ли вы странное чувство, когда начинаете опускаться в лифте? Это не что иное, как состояние невесомости. Проходит мгновение и ощущение прекращается, тело норовит падать быстрее, чем равномерно движущийся лифт и именно поэтому ощущение пропадает. А есть ли на земле состояние невесомости? Не совсем «на», скорее «в». В центре земли состояние полнейшей невесомости, т.к. микрочастицы земли притягивают его со всех сторон одинаково. При удалении от земли притяжение также уменьшается. На расстоянии 6400 км от Земли (два Земных радиуса) сила притяжения меньше в 2 раза. Фактически сила притяжение падает до тех пор, пока тело не перестает притягиваться и впадает в состояние невесомости. Невесомость реально ощутить в условиях текущего научного прогресса, даже не летая в космос. Для тренировки космонавтов и развлечения состоятельных людей есть аттракцион: самолет взлетает на несколько десятков километров и начинает падать. В кабине при этом образуется состояние невесомости. Фактически оно не идеально – людей все равно тянет вверх, но возможность полетать по салону присутствует. Падает самолет 25 секунд, все это время идет обратный отсчет. Очень важно в момент подъема находится на полу – иначе есть шанс упасть на него двойным своим весом. Традиционно, за полет совершается по таких заходов.
Иногда научно- исследовательские эксперименты ученым необходимо провести в условиях невесомости. Не все могут совершить полет на космическую станцию, где состояние невесомости, как вам известно, естественно. Поэтому для достижения состояния невесомости используют полеты на специально оснащенных самолетах. В этом случае траектория движения самолета представляет собой параболу.
- это практически единственный метод воспроизведения невесомости на Земле. И уже более 30-ти лет российские космонавты проводят тренировки в условиях невесомости, используя для этих целей полеты на широкофюзеляжном аэробусе ИЛ-76. Во время такого полета на высоте около 6000 м начинается резкий набор высоты до 7600 м. Этот этап полета длится около 20 секунд, в это время пассажиры самолета испытывают перегрузки до 1.8g (увеличение веса почти вдвое). Затем пилот уменьшает тягу двигателя практически до нуля и направляет самолет по параболической траектории. На высоте 8000 м самолет достигает максимума параболы и начинается его свободное падение, тяга двигателей при этом компенсирует только сопротивление воздуха. В течение почти 20 секунд в самолете наблюдается невесомость. Затем пилот выравнивает самолет, т.е. когда угол между направлением движения самолета и горизонталью достигает 45 градусов, пилот снова включает двигатель, и самолет опять летит горизонтально. За один полет можно совершить до 30 параболических маневров.
Ощущения новичка: "... кажется, что все тело глотнуло гелия. Рука, державшая поручень, осталась на месте, а ноги улетели в потолок (самолет в это время под таким же углом пикирует вниз, но из салона этого почувствовать невозможно). Единственная ненастоящность невесомости в самолете это то, что тебя все время тянет наверх (самолет все-таки летит вниз). Ты не можешь просто зависнуть над полом и остаться без движения. Зато можешь оттолкнуться от потолка. А если тебе придадут ускорение, то летишь по заданной траектории вдоль салона. Один режим длится примерно 25 секунд. На двадцатой секунде (каждые пять секунд по громкой связи отсчитываются голосом) надо быть на полу. Если не успеешь, можно с высоты трех метров при двойном собственном весе упасть головой об пол. Поэтому инструкторы начинают ловить зазевавшихся и приземлять их. Сами инструкторы, чтобы не взмыть, держатся ногой за стропы, прикрепленные к полу".
На Земле благодаря гравитации возникают конвекционные потоки, которые и определяют форму пламени. Они поднимают раскалённые частички сажи, которые излучают видимый свет. Благодаря этому мы видим пламя. В невесомости конвекционные потоки отсутствуют, частички сажи не поднимаются, а пламя свечи принимает сферическую форму. Так как материал свечи представляет собой смесь предельных углеводородов, они при сгорании выделяют водород, который горит голубым пламенем. Учёные стараются понять, как и почему огонь распространяется в невесомости. Изучение пламени в условиях невесомости необходимо для оценки пожароустойчивости космического корабля и при разработке специальных средств пожаротушения. Так можно обеспечить безопасность космонавтов и транспортных средств.