Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 7 Красногвардейского района города Санкт-Петербурга «Охрана и укрепление здоровья детей в летний период» Подготовила: инструктор по физической культуре ГБДОУ д/с 7: Башкина Татьяна Алексеевна
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ЛЕТНЕЙ ОЗДОВИТЕЛЬНОЙ КОМПАНИИ: МАКСИМАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УСЛОВИЙ ЛЕТА ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН ); Конституция РФ от (ст. 38, 41, 42, 43); Федеральный закон от ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"; Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N273-ФЗ от 29 декабря 2012 года (в ред. ФЗ от ФЗ, от ФЗ, от ФЗ, от ФЗ); Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования«;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования«; Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Минобрнауки России от / «О недопустимости требований от организаций осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования немедленного приведения уставных документов и образовательных программ в соответствие с ФГОС ДО»; Нормативы Сан ПиН "Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях»; Организация летней оздоровительной работы с детьми в дошкольных учреждениях. Методические рекомендации. Министерство здравоохранения СССР /6-29; Инструктивно-методическое письмо. «Об организации воспитательной работы с детьми на прогулке» 295-М ; Локальные акты ГБДОУ детский сад 7.
Специфика работы летом: Все оздоровительные мероприятия проводятся в контексте лозунга: «Солнце, Воздух и Вода – наши лучшие друзья!» Летом обеспечивается максимальное пребывание детей на свежем воздухе, это: Прием детей на участке во всех возрастных группах. Исключение могут составлять группы детей раннего возраста – если есть новые дети. Вынос воспитательно-образовательной работы на 1 и 2 прогулку. Особое внимание уделяется обеспечению достаточной двигательной активности в течение дня.
Летний период является диагностическим, потому что ребенок проявляет себя так, как его научили в течение года. В летний период не должно быть медицинских отводов от закаливания (исключение: острые заболевания). Летом ребенок освобождается от всех медицинских мероприятий (исключение: профилактические прививки по плану). Организму ребенка дается возможность побыть самим собой.
Особенность работы в летний период Для достижения оздоровительно-воспитательного эффекта в летний период режим дня всех дошкольников предусматривает максимальное пребывание детей на воздухе. Особое внимание уделяется обеспечению достаточной двигательной активности детей в течение дня. Эффективность двигательного режима зависит от времени, объема и интенсивности двигательной деятельности детей. В режиме дня должны использоваться физические нагрузки различной интенсивности: большой интенсивности должны занимать всего 10%-15% всего времени двигательной деятельности детей средней интенсивности проводятся в основном все физические упражнения Необходимо следить за равномерным распределением ДА в первую и во вторую половину дня. В первой половине дня нужно шире использовать организованные формы ДД – подвижные игры, элементы спортивных игр, пешие прогулки. Интенсивность физических нагрузок можно повысить путём включения большего числа беговых упражнений
Утренняя гимнастика (проводится как и все виды физических упражнений на свежем воздухе) включает помимо ОРУ бег разной интенсивности в течении трех минут. Совместная деятельность педагога с детьми проводятся в первой половине дня до 11 часов. В совместной деятельности необходимо включать до 50% беговых упражнений, упражнений для профилактики нарушений осанки и сводов стопы. Особое внимание обратить на совершенствование функций внешнего дыхания, для чего надо учить детей сочетать движение с вдохом и выдохом.
В утреннюю прогулку в дни, когда не проводится совместная деятельность педагога с детьми, включаются подвижные игры большой интенсивности, игры-эстафеты, спортивные игры, игры-соревнования или бег в нарастающем темпе (дозировать в зависимости от возраста). Летние месяцы очень благоприятны для организации пеших прогулок, экскурсий, прогулок по маршруту (простейший туризм). Прогулки по маршруту проводятся 1-2 раза в неделю. Продолжительность экскурсий или прогулок для детей старшего возраста не должна превышать минут в один конец. Длина пути 6-7 летних детей 1,5 -2 км в один конец, для детей 4-5 лет не далее 1,5 км. А после каждых минут пути следует устраивать отдых продолжительностью 5 минут. Для успешного проведения прогулок необходимо соблюдать требования к одежде и обуви (должна быть удобной) и соблюдать питьевой режим. Самостоятельная двигательная деятельность в основном реализуется во вторую половину дня. Для обеспечения достаточной ДА детей следует более широко использовать оборудование спортивных площадок, пособия на участках групп.
ФГОС ДО: ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» «Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, ов- ладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигатель- ном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)».
ФГОС ДО: Основные цели и задачи: Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни. Физическая культура. Сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления. Обеспечение гармоничного физического развития, совершенствование умений и навыков в основных видах движений, воспитание красоты, грациозности, выразительности движений, формирование правильной осанки. Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности. Развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигатель- ной активности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений. Развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности; интереса и любви к спорту.
Образовательная деятельность в режимных моментах Физкультминутки Подвижные игры и игровые упражнения, организуемые в помещении и на улице (игры с элементами спортивных игр, народные, дидактические с элементами движения) Разные виды гимнастик Спортивные упражнения (катание на велосипеде, самокате) Досуги Походы Самостоятельная деятельность детей Разнообразная двигательная деятельность (самостоятельные подвижные игры, игры на свежем воздухе, игры с элементами спорта, спортивные упражнения)
Интеграция с другими образовательными областями ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ формирование у детей интереса к физическому совершенствованию - активация мышления детей через самостоятельный выбор игры, оборудования, перерасчет мячей и т.д. - упражнения на ориентировку в пространстве, - подвижные игры и упражнения, закрепляющие знания об окружающем (имитация поведения животных и т.д.) - построение конструкций для подвижных игр и упражнений 9 из мягких модулей, спортивного оборудования) - просмотр и обсуждение познавательных книг, фильмов о спорте, спортсменах, ЗОЖ
СОЦИАЛИЗАЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ Формирование соответствующих форм поведения, на основании собственного опыта, вырабатывающиеся у ребенка как адекватные для конкретных условий - создание на физкультурных занятиях педагогических ситуаций и ситуаций морального выбора, развитие нравственных качеств - побуждение детей к самооценке и оценке действий и поведения сверстников - проведение подвижных игр - игр-соревнований - проведение соревнований в д/с - участие в районных соревнований Формирование навыков безопасного поведения в подвижных играх и играх с элементами спорта, при выполнении основных движений, при пользовании спортивным инвентарем - проведение инструктажа на тему «обеспечение безопасности при использовании спортивного оборудования», «правила поведения в спорт. зале» и т.д. -тематические досуги по правилам: дорожного движения, поведения в природе т.д. - участие детей в расстановке и уборке физкультурного инвентаря и оборудования
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ Развитие свободного общения со взрослыми и детьми на тему «физическая культура и спорт» - проговаривание действий и название упражнений - поощрение речевой активности детей в процессе двигательной деятельности - осуждение пользы закаливания и занятий физическими упражнениями - восприятие литературных произведений с последующим обсуждением - сочинение рассказов, например «Как я занимаюсь спортом» - сочинение загадок (про спортивный инвентарь, виды спорта) - подвижные (народные) игры - игр-соревнований - проведение соревнований в д/с - участие в районных соревнований
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения и закрепления содержания в области «физическая культура» - привлечение внимания дошкольников к эстетической стороне внешнего вида - оформление спортивного зала к праздникам - использование на занятиях физкультурой изготовленных детьми элементарных физкультурных пособий (флажки, султанчики, мишени и т.д.) Использование художественных произведений для обогащения содержания области «физическая культура» - игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, считалок - сюжетные физкультурные занятия на темы прочитанных сказок, потешек - восприятие литературных произведений с последующим обсуждением на тему «физическая культура и спорт»
Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ: - индивидуальные и групповые консультации - родительские собрания - «День открытых дверей» - оформление информационных стендов - организация фотовыставок и детского творчества Образование родителей через проведение мастер - классов, лекций - привлечение родителей к организации спортивных соревнований - проведение совместных досугов, прогулок, походов - маршрутов выходного дня Совместная деятельность с семьей
Спасибо за внимание