Русанов Д.А.
Использование сжиженного природного газа (СПГ) в качестве судового топлива
4 Причины потребности в альтернативном бункерном топливе Регулируемая зона контроля за выбросами (ECA) Области, с возможным введением ограничений по выбросам в скором будущем Регулирование содержания серы в бункерном топливе Источник: MARPOL
Защита окружающей среды Балтийского региона Ежегодно суда, работающие на Балтике, выбрасывают в атмосферу: SO x 135,000 тонн NO x 400,000 тонн CO 2 19 млн. тонн Выбросы в атмосферу NO x этих судов по объему сопоставимы с промышленными выбросами Швеции и Дании вместе взятых* Возможные варианты снижения выбросов: уменьшение объемов перевозок увеличение КПД судовых двигателей использование альтернативных видов топлива *Lloyds List
Стратегия Евросоюза в отношении Балтийского региона 6
Преимущества СПГ как топлива для бункеровки судов 7 Соответствие жестким экологическим стандартам ECA Экономичность по сравнению с традиционными видами топлива Отсутствие необходимости установки скрубберов - сложных систем очистки отработанных газов
8 СПГ для морских судов Переоборудованное судно для работы на СПГ Дизайн танкера на СПГ «Triality» Характеристики судна: Водоизмещение т «Bit Viking» Емкости хранения СПГ - 2 х 500 м 3 (емкости на главной палубе) замена двигателя Wartsila 46 на «dual-fuel» двигатель Wartsila 50DF установка емкостей хранения СПГ, замена трубопроводной арматуры, блока автоматизации и контроля подачи топлива и проч. Суть переоборудования: Водоизмещение т Емкости хранения СПГ м 3 (встроенные емкости) Снижение эксплуатационных затрат на 25% по сравнению с аналогичным судном, работающим на дизельном топливе Снижение расхода топлива Стоимость нового судна на СПГ примерно на % выше стоимости аналогичного судна с двигателем, работающим на мазуте/дизельном топливе 12 дней автономной работы при 80% загрузке 70 дней автономности при 80% загрузке
Оценка стоимости СПГ для бункеровки судов из различных источников Разница в цене между судовым мазутом и СПГ ~ 1, 4 х Малотоннажное производство Импорт СПГ с перевалкой через приемный терминал Стоимость газа (трубного или СПГ) Расходы на бункеровку Расходы на перевалку, фрахт танкера СПГ Стоимость производства СПГ Цена сопоставима с ценой на судовой мазут Источник: Wartsila
Сравнение требуемых объемов для хранения дизельного топлива vs СПГ Дизельное топливо Топливо Емкость СПГ Помещение для хранения СПГ Источник: Wartsila СПГ под давлением 10 атм.
Сравнение занимаемого объема газа в различном состоянии Природный газ, давление 1 атм. СПГ, давление 10 атм. Компримированный газ, давление 200 атм. Источник: Wartsila
Терминалы для бункеровки СПГ в Европе Норвегия - европейский лидер по числу бункеровочных терминалов СПГ
Компания Gasnor лидер на рынке бункеровки СПГ в Норвегии Первоначальная структура владения Объем продажи бункера в год – 300 тыс.т. Осуществляет бункеровку более 20 судов 30 бункеровочных терминалов построено или в стадии строительства 16 полуприцепов для перевозки СПГ 2 танкера для перевозки СПГ в 2012 году компания Шелл полностью выкупила Gasnor у остальных участников консорциума
14 Производство и маркетинг малотоннажного СПГ в России на Балтике Единственная российская компания с опытом проектирования, строительства и эксплуатации комплексов производства СПГ Опыт локальной газификации внутреннего рынка (Ленинградская обл.) Транспортировка СПГ Единый канал сбыта газа на экспорт Штат специалистов с опытом продаж газа на европейских рынках Развитие сети автомобильных газовых заправочных станций Ведущий российский коммерческий банк Обширный опыт в нефтегазовой отрасли (проектное финансирование, юридическая и налоговая экспертиза, штат технических специалистов)
География СПГ проектов ЗАО Криогаз 15 Модернизация КСПГ Кингисепп 10 тыс. тонн Возможности расширения ГТС нет КСПГ ГРС-2 Калининград 150 тыс. тонн (300 млн м 3 ) (1-я очередь 50 тыс. тонн) Мощность ГТС – 400 млн м 3 КСПГ Петрозаводск 100 тыс. тонн (170 млн м 3 ) Мощность ГТС – 200 млн м 3 КСПГ Псков 23 тыс. тонн (33 млн м 3 ) Мощность ГТС – 400 млн м 3 Производство СПГ Проекты по производству СПГ в стадии разработки Рига С.-Петербург Калининград СПГ Возможные бункеровочные терминалы Турку Источник: Газпромбанк
СПГ 16 Схема реализации проекта СПГ-бункеровки Доставка СПГ автоцистернами км 50 $/т СПГ СПХ м 3 Сжижение 140 $/т Перевалка 50 $/т Завод СПГ Газ 150 $/т 440 $/т Емкость для СПГ т Автономность на СПГ – 28 суток (кругорейс «Усть-Луга – Роттердам» - 12 дней, расход ~ т СПГ в год) Бункеровка через СПГ-бункеровщик Емкость т Бункеровка «борт-в- борт» Бункеровка с причала 500 $/т (эквивалент 10$/MMBTU) Aframax Экспорт 2015 Бункеровка 1)Первый этап – отправка СПГ на экспорт в Финляндию, Швецию 2)Второй этап – по мере появления судов, бункерующихся СПГ, перенаправление экспортных объемов на бункерный рынок Морская перевалка СПГ Экспорт Источник: Газпромбанк
17 Тенденции рынка бункерного топлива в Балтийском море Тыс. тонн 840 тыс. т Максимальный потенциальный спрос на СПГ к 2020 году в Балтийских портах РФ может превысить 800 тыс.т. СПГ в год Максимальный объём потребления СПГ в Балтийских портах РФ в 2020 г. Предпосылки прогноза: Годовой темп обновления флота зоны ECA в гг. - 4% От 20% до 70% вводимых в эксплуатацию судов - на СПГ (в зависимости от типа судна) Распределение потребления СПГ по портам – пропорционально годовому грузообороту Приморск Усть-Луга Прочие ~20% Источники: SSPA, North European LNG Infrastructure Project; Baltic Marine Environment Protection Commission, экспертные оценки Доля РФ Прогноз потребления СПГ в Балтике Высоцк С.-Петербург
18 Комплекс СПГ ЗАО Криогаз в г. Кингисепп Источник: Газпромбанк
19 Терминалы приема СПГ и регазификации в Ленинградской области Курорт Игора Морской терминал Приморск Источник: Газпромбанк
20 Действующая СПХР ЗАО «Криогаз» в порту Приморска Источник: Газпромбанк
Спасибо за внимание!