Финансовая грамотность: требования и реальность Сафуанов Рафаэль Махмутович, д-р экон. наук, профессор
Что мы понимаем под грамотностью вообще и финансовой грамотностью, в частности? XIX век Используемая техника и технологии не требуют значительного объема знаний Умение читать, писать и считать. Внедрение механизмов со сложной кинематикой: паровой двигатель, ткацкий станок, швейная машина и т.п. ОБЩАЯ ГРАМОТНОСТЬ:
XX век Бурное внедрение сложных машин и механизмов, новых технологий Понимание того, как устроены различные машины и аппараты (Практически каждый владелец автомобиля имел представление о том, как устроен двигатель, карбюратор, стартер и т.п.).
XXI век Взрывное внедрение электронного оборудования, Интернета, развитие генетики, биотехнологий и т.п. Понимание того, как устроены компьютеры, бытовые приборы, автомобили, современная техника - дается не многим. Большинство людей используют современную технику плохо или совсем не представляя внутренних механизмов их функционирования.
Возросла ли грамотность населения в целом? Как можно оценить грамотность? Умением пользоваться современной техникой и технологиями? Или Пониманием того, как используемая техника устроена?
ВЫВОДЫ: Уровень грамотности в XXI веке определяется степенью владения населением современной техникой и коммуникациями, в первую очередь электронными, при сохранении навыков чтения, письма и счета. В каждый временной период для отдельных групп населения требуется разный уровень грамотности (образования). Чем выше уровень знаний – уровень грамотности – тем выше уровень благосостояния как отдельного человека, так и отдельных групп населения (экономика знаний).
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ XVIII век: Возникновение банков, страховых обществ, бирж и др. субъектов финансовых отношений Формирующиеся финансовые услуги, как правило, не требуют от его субъектов специальных финансовых знаний XIXвек: Развитие промышленности и как следствие становление субъектов финансово- экономических отношений: банков, страховых обществ, акционерных компаний, бирж и т.п. Требуются специально подготовленные люди для работы в банках, страховых компаниях, на фондовом рынке и биржах XXвек: Становление международного института денег, финансового сектора как самостоятельной отрасли экономики: начало глобализации финансово-денежных отношений Увеличение как количества людей, работающих в финансовой сфере, так и клиентов – населения. Формирование широкой сети специализированных учебных заведений (Финансовый университет 1919 год). XXIвек: Использование в финансовой сфере ИКТ (Интернет – Интернет-банкинг, Интернет- торговля) Взрывной рост количества людей, втянутых в современные денежные отношения: зарплатные, кредитные, кобрендинговые карты, Интернет- банкинг и т.п.
В современных условиях большая часть населения потребляет различные финансовые услуги не имея представления о механизме их формирования. ТАК ЧТО ЖЕ ТОГДА ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ? Общепризнанного единого определения финансовой грамотности НЕТ Вместе с тем, наиболее устоявшееся определение финансовой грамотности сводится к тому, что это некий комплекс ЗУН, компетенций, которые позволяют человеку, не являющемуся профессионалом в финансовой сфере, управлять своими финансами, осуществлять выбор финансовых услуг с целью их сбережения и преумножения
КОМПОНЕНТЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ Устойчивое представление о перечне, видах и способах получения финансовых услуг Устойчивое представление о нормативно-правовом регулировании процесса формирования и предоставления финансовых услуг Устойчивое представление об органах и организациях, защищающих права потребителей финансовых услуг
РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА
В чем проявляется низкий уровень финансовой грамотности населения? Слабые представления о видах и способах получения финансовых услуг Правовой нигилизм Пассивность граждан в защите своих прав, как потребителей финансовых услуг
ЧТО ДЕЛАТЬ? Знакомиться с материалами организаций, занимающихся повышением финансовой грамотности населения. Жить по средствам, не гоняться за высокими процентами по вкладам и не брать в займы на грабительских условиях. Стремиться к владению хотя бы основными положениями Гражданского кодекса РФ: представлять особенности работы юридических лиц в различных ОПФ, внимательно читать условия подписываемых договоров. Выяснять наличие или отсутствие обязательного или добровольного страхования ответственности лица, предоставляющего финансовые услуги. Знать кому и по какому поводу жаловаться.
НАШИ РАЗРАБОТКИ
БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ !