Ассоциация классических университетов России (АКУР) Технологии проектирования основных образовательных программ вуза на основе ФГОС ВПО нового поколения (модульный подход) Евгения Владимировна Караваева Исполнительный директор АКУР, кандидат физико-математических наук, доцент МГУ имени М.В. Ломоносова Апрель 2010
ФГОС ВПО Направление подготовки, Уровень Квалификация (степень) Сроки реализации и трудоемкость ООП Требование к результатам освоения ООП (КОМПЕТЕНЦИИ) Требования к условиям реализации ООП (Применение системы зачетных единиц) Основные элементы ФГОС Требования к структуре ООП (ЦИКЛЫ и РАЗДЕЛЫ) МОДУЛИ-?
КОМПЕТЕНЦИИ, МОДУЛИ образовательной программы Академические КРЕДИТЫ (зачетные единицы) – единый и неразрывный принцип создания учебных программ в рамках Болонского процесса и основа для академической мобильности студентов и преподавателей
Болонский процесс - попытка создания единого европейского образовательного пространства, конкурентоспособного в условиях цивилизации начала ХХI в. по отношению к образовательным пространствам Америки, Азии и иных регионов планеты. Единство образовательного пространства - не унификация, оно подразумевает лишь взаимную прозрачность (понятность) образовательной практики разных стран и вузов по отношению друг к другу.
Единая СИСТЕМА УРОВНЕЙ или ЦИКЛОВ высшего образования (бакалавр – магистр – доктор) Единый механизм соотнесения академических СТЕПЕНЕЙ и КВАЛИФИКАЦИЙ, полученных в результате освоения различных образовательных программ (Европейская рамка квалификаций, ЕРК) Для обеспечения выполнения основных принципов Болонского процесса необходимы :
Для прозрачности образовательных систем разных стран по отношению друг к другу необходимы единые подходы к формулировке РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАНИЯ. Поскольку потенциальный работодатель заинтересован в том, чтобы пришедший к нему выпускник учебного заведения умел хорошо выполнять определенные профессиональные действия, результаты обучения было сочтено целесообразным оценивать с помощью КОМПЕТЕНЦИЙ
Понятие Компетенции применительно к сфере высшего образования Студент получает в вузе по избранному профилю образования: а) определенный необходимый объем базовых (теоретических) знаний; б) совокупность методологий и методик применения этих знаний в практической деятельности; в) определенный опыт подобного применения (в ходе учебных, производственных и иных практик, лабораторных работ, самостоятельных исследований и т. п.). Все эти отдельные элементы результатов образования вместе составляют «компетенцию».
Особенность ФГОС - формирование требований к результатам освоения ООП терминах компетенций. ЗНАНИЯ В ОПРЕДЕЛЕННОЙ ОБЛАСТИ УМЕНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ЗНАНИЙ ОПЫТ и МОТИВАЦИОННО ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА К О М П Е Т Е Н Ц И Я Компетенция – комплексная характеристика готовности выпускника применять знания, умения и личностные качества в стандартных и изменяющихся ситуациях профессиональной деятельности
Для формирования отдельных компетенций необходимы конкретные теоретические знания и практические навыки, отсюда возник «прозрачный» (ясный работодателю и вузу- партнеру) способ построения образовательных программ МОДУЛЬНЫЙ
Определения модуля Модуль – относительно самостоятельная (логически завершенная) часть образовательной программы, отвечающая за формирование определенной компетенции или группы родственных компетенций Модульная образовательная программа – совокупность и последовательность модулей, направленная на овладение компетенциями, необходимыми для присвоения квалификации
Чтобы оценить «вес» того или иного модуля в образовательной программе или образовательной программы в целом в единицах реальных трудозатрат обучающегося - введено понятие условных единиц КРЕДИТОВ Европейская система перевода и накопления кредитов (European Credit Transfer System, ECTS) В кредитах ECTS учитывается количество времени (аудиторных занятий, самостоятельной работы, практик, мероприятий контроля успеваемости и т.п.), необходимое среднему студенту для достижения заданных результатов обучения. Кредиты начисляются в случае успешного освоения студентом определенной части программы (модуля) и не зависят от полученной оценки или степени важности модуля для профессиональной подготовки.
Основы построения единого образовательного пространства в Европе (ИДЕАЛЬНАЯ СХЕМА) Европейская система квалификаций: ЕРК (8 уровней квалификаций по образованию, дескрипторы уровней, компетенции) Модульные образовательные программы ECTS Система обеспечения качества, самостоятельность вузов, их ответственность за качество ОП
Национальные системы квалификаций НРК, определяющие все имеющиеся в стране уровни квалификаций по образованию (дескрипторы в виде знаний, умений и широких компетенций) Профессиональные стандарты – конкретизация компетенций и требования к уровню квалификации по образованию для занятия тех или иных должностей Модульные образовательные программы (в идеале «компетенция – модуль») на всех уровнях квалификаций по образованию, включая дополнительные ОП Система обеспечения качества модульных образовательных программ и отдельных модулей Система накопления (и передачи) кредитов Система оценки результатов образования и сертификации квалификаций по образованию (формальное образование определенного уровня, накопление кредитов за освоение образовательных модулей и сертификация образовательного ценза следующего уровня)
Национальная рамка квалификаций России Инициаторы разработки – РСПП и Минобрнауки России Исполнители – национальное агентство развития квалификаций (НАРК) и Федеральный институт развития образования (ФИРО) НРК России подписана в 2008 году заместителем министра образования и президентом РСПП как документ, рекомендованный разработчикам профессиональных и образовательных стандартов.
В реальности существует несколько разных подходов при реализации модульных программ модуль как часть дисциплины (дидактическая единица, раздел, глава, тема), изучение которой имеет четкие цели и заканчивается определенным видом контроля (Федеральный технологический университет Швейцарии) модуль как учебная дисциплина (часто - курс, рассчитанный на несколько уровней освоения, тогда выделяются базовый модуль, продвинутый (углубленный) модуль, специализированный модуль (университеты США) модуль как группа родственных дисциплин (в российских ГОС – циклы) модуль как совокупность всех видов учебной работы при формировании определенной компетенции или группы родственных компетенций (университеты Германии, Tuning)
Специфика понятия «модуль» в методологии Tuning : Модуль объединяет различные виды учебной работы – лекции, семинары, практикумы, самостоятельную работу студента, формы отчетности (контрольные работы, рефераты, зачеты и т.п.). Каждому модулю назначается ограниченное число кредитов в стандартизованных (для данной программы или для ряда программ) кратных числах (например 5, 10, 15 – или 3, 6, 12 и т. п.). Освоение каждого модуля завершается аттестацией (оценкой результатов). Распределение кредитов осуществляется «вертикально», «сверху»: от общей нагрузки образовательной программы или года обучения к нагрузке блоков (циклов) обучения и отдельных модулей.
Классификация модулей по проекту Tuning основные модули поддерживающие модули модули организационных и коммуникационных навыков специализированные модули (профилирующие / непрофилирующие / факультативные / элективные) модули переносимых навыков
Расхождения принципов ФГОС-3 и Tuning Образовательные программы на основе ФГОС-3 структурируются по циклам дисциплин (ГСЭ, ЕН, ПД) и разделам (физкультура 2 з.е часов???), а не по модулям, как в TUNING. Перечни компетенций для предметной области (направления подготовки) в TUNING единые для бакалавра и магистра, во ФГОС – раздельные. В TUNING бакалавр и магистр различаются по уровню освоения компетенций. Систематизация и формулировки компетенций во ФГОС не соответствуют принятому в TUNING. Для российских вузов возникнет проблема формирования общих потоков из студентов смежных направлений (из-за разнобоя в формулировках компетенций и в вилках трудоемкости (з.е.) ) Кредитные (зачетные) единицы во ФГОС приравнены к академическим часам, объем циклов и дисциплин «механически» пересчитывается в соотношении 1:36.
В TUNING перечень компетенций представляет собой МАКСИМУМ для каждой предметной области; ФГОС лимитирует МИНИМАЛЬНЫЙ набор компетенций для направления подготовки. Ведение в Типовом положении о вузе старого норматива максимальной нагрузки в неделю 54 ак.часа привело к тому, что эквивалент з.е. в часах опять придется делать равным 36 академическим часам (в TUNING астрономических часов) Нет реальной свободы вузов в реализации ПРОФИЛЬНОЙ подготовки внутри направления подготовки для бакалавриата. Расхождения принципов ФГОС-3 и Tuning
Порядок создания образовательных программ на основе ФГОС ВПО нового поколения (в идеале) Определить Цель (миссию ООП). Определить набор универсальных и профессиональных компетенций для направления подготовки в целом (на основе ФГОС, с учетом потребностей обучающихся и рынка труда) Определить основной профиль подготовки Определить перечень компетенций, определяющий профильную направленность ООП Определить набор модулей (групп дисциплин, дисциплин, практик и т. п.), формирующих данные компетенции или их элементы и «сверху» установить их пропорциональную трудоемкость исходя из общей трудоемкости ООП (240 кредитов – бакалавриат, 120 кредитов – магистратура) и из расчета 60 кредитов в год.
Порядок создания образовательных программ на основе ФГОС ВПО нового поколения (в идеале) Определить последовательность освоения модулей и их реальное наполнение (дисциплины, практики - в часах аудиторной и самостоятельной работы студента, включающих все формы текущего контроля и промежуточной аттестации), то есть сформировать Учебный план Определить для каждого модуля (части модуля) применяемые образовательные технологии. Сформировать Рабочую программу каждого модуля ( дисциплины и практики), где необходимо» проработать и просчитать самостоятельную работу студента, создать фонды оценочных средств для текущего контроля и промежуточной аттестации по данному модулю (дисциплине) Сформировать все необходимое нормативно-методическое обеспечение текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и ИГА Составить Полную матрицу компетенций и запустить «обратную связь», то есть все начать сначала!
Порядок создания новых ООП вуза, реализующих ФГОС ВПО, при переходе от старых образовательных программ к новым (в реальности) Первое, что пытаются сделать разработчики ООП при переходе от старых образовательных программ к ООП нового поколения это перевести «старый» учебный план из формата часов общей трудоемкости в формат зачетных единиц. Как правило используют «ДОЛЕВОЙ метод» при проектировании первого варианта учебного плана и подгоняют полученные таким образом значения трудоемкости под «вилки» трудоемкости ФГОС
Порядок создания новых ООП вуза (в реальности) Определяют полный набор компетенций выпускника данной ООП (из ФГОС + компетенции, определяющие «профиль») Составляют полную Матрицу соответствия всех требуемых компетенций и всех имеющихся элементов образовательной программы (модулей, дисциплин, практик, мероприятий текущего, промежуточного и итогового контроля) По итогам анализа Матрицы – делают существенную корректировку учебного плана (добавление новых модулей и дисциплин, удаление невостребованных, уточнение и перераспределение трудоемкости в зачетных единицах) Идет жесткая борьба кафедр за свои дисциплины – проблема мелкопредметности учебного плана. Выход – объединение дисциплин, работающих на одну компетенцию или на группу родственных компетенций (например, обеспечивающих профильную подготовку) в крупные образовательные модули (проблемы организации учебного процесса ниже)
Порядок создания новых ООП вуза, реализующих ФГОС ВПО, при переходе от старых образовательных программ к новым (в реальности) Далее - составляют рабочие программы всех модулей, дисциплин, практик и «наполняют» присвоенные этим модулям (дисциплинам, практикам) зачетные единицы – реальным учебным временем – аудиторные занятия (лекции, семинары, практикумы, мероприятия текущего контроля и промежуточной аттестации) и самостоятельная работа студента (включая подготовку к текущему контролю и промежуточной аттестации). Здесь особая задача проектирования - расчет реально затрачиваемого времени студентом и учебно- методическое обеспечение самостоятельной работы студента.
Проблемы, возникающие, при «кредитно- модульной» организации учебного процесса: Сложная задача при проектировании образовательных модулей – мотивированное взаимодействие преподавателей, обеспечивающих проектирование и реализацию модуля: «увязка» и согласование программ дисциплин и практик, входящих в состав модуля, обеспечение «студентоцентрированного» подхода Циклы и разделы ФГОС реально «мешают» формировать модули (а если надо будет опять сдавать учебный план «в Шахты на сверку»?)
Проблемы, возникающие, при «кредитно- модульной» организации учебного процесса: При формировании крупных модулей («переваливающих» через один учебный год) затруднительно рассчитывать трудоемкость каждого учебного года (60 з.е.). Видимо надо вводить внутри модуля «курсовые модульные единицы», которым присваивать «условный вес» в зачетных единицах (которые служат только для расчета трудоемкости учебного года, нагрузки преподавателей и студента в учебном году. Зачетные единицы студенту после освоения «курсовых модулей» не начисляются (оценки могут выставляться). Зачетные единицы начисляются студенту только после успешного освоения модуля целиком.
Проблемы, возникающие, при «кредитно- модульной» организации учебного процесса: В таком случае необходимо ввести рубежную аттестацию (после освоения всего модуля) наряду с промежуточной аттестацией (в которую могут входить зачеты и экзамены по дисциплинам и практикумам, входящим в модуль). Рубежная аттестация по итогам освоения модуля целиком возможна без проведения специального экзамена, а по итогам всех полученных внутри модуля оценок в рамках промежуточной аттестаций с заданным для каждого элемента модуля (дисциплины, практикума) весовым коэффициентом. Эта процедура может быть отрегулирована документами вуза – Положением о проведении текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и рубежной аттестации.
Проблемы, возникающие, при «кредитно- модульной» организации учебного процесса: Вузу необходимо самостоятельно определить – в каких документах (ведомостях, специальных учетных индивидуальных книжках студента, в модифицированных зачетных книжках?) будет вестись учет полученных и накопляемых студентом кредитов в процессе обучения. В сегодняшней организации учебного процесса это не предусмотрено.
Общие рекомендации вузам при проектировании ООП Ответ на вопрос о том, какими должны быть структура и содержание программ высшего профессионального образования для того, чтобы в их рамках формировались компетенции, обеспечивающие выпускнику возможность быть эффективным и мобильным субъектом трудовой деятельности, требует совместной работы большого коллектива преподавателей. Процесс проектирования обуславливает создание различных групп для решения, возникающих на его этапах задач, связанных с интеграцией дисциплин в модули, выделением взаимосвязей теоретической и прикладной подготовки и др. Поэтому для успешной его реализации в создаваемые группы обязательно должны входить специалисты, владеющие общей методологией развития образовательных систем, специалисты в разных областях предметного знания (гуманитарного, естественно-научного), управленцы.
Общие рекомендации вузам при проектировании ООП По форме образовательная программа должна быть такой, чтобы уже на первых этапах обучения обеспечить конкретное понимание студентами конечных целей, а также промежуточных целей своего образования по отдельным модулям (дисциплинам) и годам обучения. Иными словами студент должен видеть свой путь движения к приобретаемой в вузе профессиональной компетентности, идя от задач своей будущей деятельности в целом к построению ее отдельных частей. Образовательная программа должна обеспечивать в большей части проблемный, исследовательский характер обучения, мотивирующий студента на поиск средств снятия собственных ограничений и приобретения требуемых компетентностей.
Общие рекомендации вузам при проектировании ООП В целях обеспечения успешности формирования профессиональных компетентностей образовательная программа должна отвечать не только требованию структурированности включенного в нее учебного материала, но и его связности или интегративности. При определении варианта последовательного, а также возможности параллельного изучения модулей (дисциплин) должны учитываться виды связей между единицами включенных в них знаний, установление которых важно для формирования у студента компетентностей по видам деятельности и готовности выпускника к трудовой деятельности в целом. Связность содержания программы может быть обеспечена не только за счет определенного структурирования изучаемых модулей, но и с помощью специальных форм работы со студентами (практик, стажировок, курсов и т.д.), выполняющих функцию интеграции содержания образования и погружения в профессиональную среду.
Общие рекомендации вузам при проектировании ООП Образовательная программа должна создать условия для максимального приближения системы оценивания и контроля студентов к условиям их будущей профессиональной практики. Помимо преподавателей, в качестве внешних экспертов должны более активно использоваться работодатели, студенты выпускных курсов вуза, преподаватели, читающие смежные дисциплины, важные для приобретения компетентности. Помимо индивидуальных оценок должны использоваться групповые и взаимооценки: рецензирование студентами работ друг друга; оппонирование студентами защит проектов, дипломных, исследовательских работ и др.; экспертная оценку групп студентов, преподавателей и работодателей и другие инновационные методы контроля и оценки. Новая система контроля должна позволить студенту иметь более объективную оценку учебной деятельности, адекватную условиям будущей практики.
Общие рекомендации вузам при проектировании ООП В программе должны быть определены ресурсы, используемые для ее реализации: информационные, организационные, кадровые, мотивационные, материально-технические, научно-методические, финансовые. Если имеющихся ресурсов недостаточно, то должен быть конкретно указан их недостаток и разработан план по их созданию, позволяющий приступить к реализации образовательной программы в запланированные сроки и обеспечить ее реализацию.