Рекомендуемая литература 1. Осипов, С.И. Теория электрической тяги [Текст]: Учебник для вузов ж.-д. транспорта / С.И. Осипов, С.С. Осипов, В.П. Феоктистов ; под. ред. С.И. Осипова – М. : Маршрут, – 436 с. 2. Слепцов, М.А. Основы электрического транспорта [Текст]: Учебник для студентов высших учебных заведений / М.А. Слепцов, Г.П. Долаберидзе, А.В. Прокопович ; под. ред. М.А. Слепцова – М. : Издательский центр «Академия», – 464 с. 3. Розенфельд, В.Е. Теория электрической тяги [Текст] / В.Е. Розенфельд, И.П. Исаев, Сидоров Н.Н. – М. : Транспорт, – 294 с. 4. Электротехнический справочник [Текст]: в 4 т. Т. 4. / под ред. А. И. Попов. – М. : МЭИ, – 696 с. 5. Байрыева, Л.С. Электрическая тяга. Городской наземный транспорт [Текст] / Л.С. Байрыева, В.В. Шевченко – М. : Транспорт, – 208 с. 6. Щуров, Н.И. Теория электрической тяги [Текст]: Учебное пособие / Н.И. Щуров – Новосибирск : Новосиб. гос. техн. ун-т., – 100 с. 7. Щуров, Н.И. Основы электрического транспорта (Теория электрической тяги) [Текст]: Методические указания к выполнению лабораторных работ / Н.И. Щуров, Ю.А. Прокушев, А.А. Штанг – Новосибирск : Новосиб. гос. техн. ун-т., – 92 с. 2
ТЭТ – теория электрической тяги ЭТ – электрический транспорт ГЭТ – городской электрический транспорт ЭПС – электроподвижной состав ТЭД – тяговый электродвигатель ТЭДПТ – тяговый электродвигатель постоянного тока АТД – асинхронный тяговый двигатель ОКД – однофазный коллекторный двигатель ИТД – индукторный тяговый двигатель ТРС – транспортное средство ПЕ – подвижная единица ТС – тяговая сеть КС – контактная сеть СИ – секционный изолятор СР – секционный разъединитель Общепринятые сокращения 3
ТП – тяговая подстанция ТРП – трансформаторная подстанция РП – районная подстанция СЭС – система электроснабжения ЭТК – электротехнический комплекс ЭС – электрическая станция ЛЭП – линия электропередачи ПК – питающий кабель ОК – отводящий кабель ПШ – первичная шина ВШ – вторичная шина Тр – трансформатор ТТр – тяговый трансформатор ВА – выпрямительный агрегат ПТ – преобразователь тока ПЧ – преобразователь частоты АИН – автономный инвертор напряжения АИТ – автономный инвертор тока Общепринятые сокращения 4
Лекция 1 План лекции 1. Значение и задачи дисциплины ТЭТ. 2. Сущность и классификация электрической тяги. 3. Основные элементы городской электрической дороги 5
Значение и задачи курса «Теория электрической тяги» есть научная дисцип- лина, состоящая их двух частей тесно между собой связанных. 1-я часть посвящена изучению работы поездов на линии, в которой рассматриваются: общая теория дви- жения поезда, тяговые и тормозные характеристики, методы тяговых расчетов и испытаний ЭПС. 2-я часть содержит теорию работы тягового электро- снабжения, изучение взаимосвязи ПС и системы электроснабжения, методы электрических расчетов и выбора параметров системы электроснабжения, а также анализ влияния ее на выбор параметров ЭПС. В настоящем семестре рассматривается первая часть курса «теория электрической тяги» 6
Изучаемый курс базируется на традициях отечествен- ной школы электрической тяги, созданной виднейшими учеными профессорами А.В. Вульфом, А.Б. Лебеде- вым, В.А. Шевалиным и освещает новейшие достиже- ния теории и практики электрической тяги в России и за границей. Описание конструкций и расчеты, связанные с конструированием не входят в курс ТЭТ и являются предметом других специальных дисциплин, посвя- щённых изучению отдельных элементов электрических дорог. Принципиальные схемы ЭПС и устройств электро- снабжения приводятся лишь в таком объеме, который необходим для понимания физических процессов в электротяговых цепях и для построения характеристик тягового и тормозного режимов. 7
Сущность и классификация электрической тяги Электрической тягой называется вид тяги, когда движение подвижного состава осуществ- ляется при помощи электрического привода – тяговых электродвигателей. По способу передачи энергии к ТЭД виды электрической тяги можно разделить на три группы: I.Электрическая тяга с передачей энергии от внешнего источника энергии ( ВИП ) II.Автономная электрическая тяга III.Комбинированная электрическая тяга 8
9
Основные элементы городской электрической дороги Электрическая тяга с передачей энергии по проводам от внешнего источника питания (ВИП) может осуществляться при различных системах тока и способах преобразования и при тяговых электродвигателях различных типов: ТЭДПТ, АТД, ОКД, ИТД и другие. Общая схема городской электрической дороги с контактным подводом энергии выглядит в следующем виде: 10
11
ТС включает питающие и отводящие кабели ПК и ОК, контактную сеть, несущую, поддерживающую и изолирующую арматуру, а также рельсовую сеть. ЭПС обеспечивает перевозку пассажиров и грузов. Для обеспечения нормального функционирования электроподвижного состава необходимы и другие предприятия: - депо, осуществляющие хранение и эксплуатацию ЭПС; - ремонтные предприятия, выполняющие плановые ремонты ЭПС; - служба энергохозяйства, занимающаяся эксплуатацией и ремонтом ТП и ТС; - служба движения, управляющая движением ЭПС на линии; - служба пути, обеспечивающая содержание и ремонт путевого хозяйства. 12