Учимся для жизни 1 Москва 7 декабря 2010 года Образец заголовка 1 Российская академия образования Москва, 3 декабря 2013 года Первые результаты международной программы PISA-2012 Российская академия образования
Учимся для жизни 2 Что дает России участие в программе PISA Результаты исследования PISA в 2012 году дают ответы на следующие вопросы: Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе? Изменилось ли состояние российского образования с позиций международных стандартов, основанных на компетентностном подходе? В каком направлении следует совершенствовать российское образование для повышения конкурентоспособности выпускников российских школ? Российская академия образования
Учимся для жизни 3 Страны-участницы исследования PISA-2012 Дополнительно 137 регионов (городов, штатов или провинций) из 14 стран Российская академия образования Страны ОЭСР 34 страны и территории Страны-партнеры ОЭСР 31 страна и территория Страны-партнеры ОЭСР, участники прошлых циклов 12 стран и территорий
Учимся для жизни 4 Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA Основная цель: оценка способности 15-летних учащихся использовать приобретенные в школе знания и опыт для широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности. Дополнительная инновационная цель в 2012 году: оценка функциональной грамотности 15-летних учащихся в интерактивной среде (компьютерное тестирование учащихся с использованием интерактивных задач по математической и читательской грамотности, а также по решению комплексных проблем), оценка финансовой грамотности Политическая цель: оценка качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию Российская академия образования
Учимся для жизни 5 Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA Основные задачи: Оценить функциональную грамотность 15-летних учащихся в области математики, чтения и естествознания Выявить динамику результатов (2000, 2003, 2006, 2009, 2012 годы) Выявить факторы, позволяющие объяснить различия в результатах Российская академия образования
Учимся для жизни 6 Характеристика российских участников исследования PISA-2012 Представительная выборка России 42 субъекта Российской Федерации 227 образовательных учреждений 5219 учащихся 15-летнего возраста, обучавшихся по программам: - основное общее образование: 7-8 классы – 8,4%, 9 класс – 73,5%; - среднее общее образование: классы – 13,7%; - начальное и среднее профессиональное образование – 4,3% Представительная выборка учащихся Пермского края: 63 образовательных учреждения 1759 учащихся 15-летнего возраста, обучавшихся по программам: - основное общее образование: 7-8 классы – 14,7%, 9 класс – 80,5%; - среднее общее образование: классы – 3,7%; - среднее профессиональное образование – 1,1% Российская академия образования
Учимся для жизни 7 Изменилось ли состояние российского образования с позиций международных стандартов, основанных на компетентностном подходе? Российская академия образования По сравнению с 2009 годом: на 14 баллов на 16 баллов на 8 баллов
Учимся для жизни 8 Singapore Brazil, Italy, Macao- China, Poland, Portugal, Russian Federation, Thailand and Tunisia saw significant improvements in math performance between 2003 and 2012 (adding countries with more recent trends results in 25 countries with improvements in math) СЛАЙД ИЗ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ
Учимся для жизни 9 Математическая грамотность на практике Проблема, в контексте Результаты в контексте Математическая проблема Математические результаты Оценивать Интерпретировать Применять Формулировать РЕАЛЬНЫЙ МИРМАТЕМАТИЧЕСКИЙ МИР Российская академия образования Математическая грамотность – это способность индивидуума формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые должны принимать конструктивные, активные и размышляющие граждане.
Учимся для жизни 10 Пример задания «Парусные корабли» Типичная задача для учащихся 5-6 классов: «За год двигатель на корабле потребляет л топлива, 1 литр топлива стоит 0,42 р. Установка паруса на корабле стоит р. Парус экономит 20% топлива. Через сколько лет экономия топлива покроет стоимость установки паруса?» Создать модель решения и выполнить арифметические действия Российская академия образования Девяносто пять процентов товаров в мире перевозят по морю примерно танкеров, грузовых кораблей и контейнеровозов. Большинство этих кораблей используют дизельное топливо. Инженеры планируют разработать поддержку кораблей, используя силу ветра. Их предложение заключается в прикреплении к кораблям кайтов (парящих в воздухе парусов) и использовании силы ветра, чтобы уменьшить расход дизельного топлива и его влияние на окружающую среду. Результат российских учащихся: 16% Средний результат учащихся стран ОЭСР: 15% Максимальный результат: 47% Через сколько примерно лет экономия на дизельном топливе покроет стоимость установки кайта? Приведите вычисления, подтверждающие ваш ответ. МАТЕМАТИЧЕСКИЙ МИР РЕАЛЬНЫЙ МИР
Учимся для жизни 11 Результаты стран по математической грамотности Лидирующие страны и территории: Шанхай (Китай), Сингапур, Гонконг (Китай), Тайвань, Республика Корея 29 стран, средний балл которых статистически значимо выше среднего балла России 26 стран, средний балл которых статистически значимо ниже среднего балла России 9 стран, средний балл которых не отличается от балла России (Норвегия, Португалия, Италия, Испания, Словацкая Республика, США, Литва, Швеция, Венгрия) Пермский край – 484 балла Российская академия образования
Учимся для жизни 12 О чем говорят результаты PISA-2012 Разница между результатами стран с наивысшими и наинизшими результатами составляет 245 баллов, что соответствует разнице по годам обучения в школе в 6 лет. Разница между результатами учащихся внутри стран составляет более 300 баллов. Только менее 20% разброса результатов между странами объясняется уровнем благосостояния стран и расходами на одного ученика. Малый процент учащихся, не достигающих порогового уровня математической грамотности в ряде стран, подтверждает тезис о возможности успешного обучения математике всех учащихся. Российская академия образования
Учимся для жизни 13 Уровни функциональной грамотности PISA Самостоятельно мыслящие и способные функционировать в сложных условиях 4 уровень – проявляется способность использовать имеющиеся знания и умения для получения новой информации 2 уровень – пороговый, при достижении которого учащиеся начинают демонстрировать применение знаний и умений в простейших не учебных ситуациях Российская академия образования
Учимся для жизни 14 Уровни математической грамотности Российская академия образования
Учимся для жизни 15 Результаты учащихся по областям содержания и видам деятельности Российская академия образования Среднее значение ОЭСР по тесту – 494 балла
Учимся для жизни 16 Математическое образование в мире: шаг развития (PISA-2012) 1. За последние 10 лет явно изменился запрос на качество математического образования – приоритетной целью становится формирование математической грамотности в системе общего образования. 2. Основные тенденции в математическом образовании стран: - повышение средних результатов; - стремление к достижению самых высоких результатов; - интенсивная работа с отстающими; - анализ сильных и слабых сторон преподавания математики; - обеспечение равных возможностей для обучения мальчиков и девочек. Российская академия образования
Учимся для жизни 17 Математическое образование в мире: шаг развития (PISA-2012) 3. По двум областям содержания «Пространство и формы» (геометрия) и «Неопределенность и данные» (вероятность и статистика) наблюдаются наибольшие различия между странами, в связи с чем высказывается предположение, что страны могут найти резервы повышения качества математического образования, изменяя систему изучения этих областей. 4. Более высокие результаты имеют учащиеся в странах, в преподавании математики у которых преобладает «формальная математика». Страны, имеющие программы, ориентированные в основном на прикладные аспекты математики, в среднем показывают более низкие результаты. Подчеркивается важность для формирования математической грамотности освоения математики (понятий, методов и др.) и ее применение для решения реальных жизненных проблем. Российская академия образования
Учимся для жизни 18 Результаты стран по читательской грамотности Лидирующие страны и территории: Шанхай (Китай), Гонконг (Китай), Сингапур, Япония, Республика Корея 35 стран, средний балл которых статистически значимо выше среднего балла России 23 страны, средний балл которых статистически значимо ниже среднего балла России 6 стран, средний балл которых не отличается от балла России (Израиль, Швеция, Словения, Литва, Греция, Турция) Пермский край – 482 балла Российская академия образования
Учимся для жизни 19 Результаты стран по естественнонаучной грамотности Лидирующие страны и территории: Шанхай (Китай), Финляндия, Гонконг (Китай), Сингапур, Япония 31 страна, средний балл которой статистически значимо выше среднего балла России 27 стран, средний балл которых статистически значимо ниже среднего балла России 6 стран, средний балл которых не отличается от балла России (Норвегия, Венгрия, Хорватия, Люксембург, Португалия, Швеция) Пермский край – 480 баллов Российская академия образования
Учимся для жизни 20 Уровни читательской и естественнонаучной грамотности Российская академия образования
Учимся для жизни 21 Изменение результатов российских учащихся Российская академия образования Математическая грамотность Естественнонаучная грамотность Читательская грамотность Средний балл Изменение по годам Значимое изменение по годам Уровни достижений 650 Средний балл 90-й процентиль 75-й процентиль 25-й процентиль 10-й процентиль Слева – международная шкала баллов; справа – шкала уровней 650 Средний балл
Учимся для жизни 22 Результаты российских учащихся, отличающихся образовательными программами Российская академия образования Математическая грамотность Естественнонаучная грамотность Читательская грамотность
Учимся для жизни 23 Доступность образования По сравнению с 2003 годом повышение результатов учащихся: сельские школы – на 21 балл поселковые школы – на 16 баллов школы больших городов – на 6 баллов с низким СЭС – на 12 баллов с высоким СЭС – на 11 баллов Российская академия образования
Учимся для жизни 24 В каком направлении следует совершенствовать российское образование для повышения конкурентоспособности выпускников российских школ? Российская академия образования
Учимся для жизни 25 Факторы эффективной школы Российская академия образования Связь между образовательными результатами и … Ресурсы: финансовые, педагогический состав, материальные, временные Управление школой, Оценка образовательных результатов Отчетность Вертикальная стратификация Горизонтальная стратификация (между школами Горизонтальная стратификация (внутри школы) Пропуски занятий Климат школы
Учимся для жизни 26 Факторы эффективного обучения Российская академия образования
Учимся для жизни 27 Учет факторов, характеризующих наиболее эффективные системы образования в формировании функциональной грамотности (опыт стран, описанный в международном отчете PISA-2012) Повышение доступности образования при повышении качества образования (Германия, Мексика, Польша, Турция и др.) Повышение качества подготовки учителей, привлечение в школу наиболее способной молодежи ( Эстония, Польша, Бразилия, Колумбия, Япония, Мексика, Израиль) Повышение уровня функциональной грамотности учащихся с низкими результатами за счет перераспределение ресурсов к более нуждающимся школам (Израиль, Германия, Мексика, Турция, Бразилия и др.) Повышение автономии школ при адекватной степени сотрудничества и отчетности (Колумбия, Польша, Корея и др.) Повышение информационной среды, способствующей распространению информации о качестве обучения в школе (Польша, Мексика, Колумбия и др.) Создание положительной образовательной среды за счет изменения содержания образовательных программ для более полного учета интересов учащихся и требований 21 века (Япония, Португалия и др.) Российская академия образования
Учимся для жизни 28 Для дополнительной информации: Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) (Organization for Economic Cooperation and Development, OECD) – Австралийский Совет педагогических исследований (The Australian Council for Educational Research, ACER) – Отдел оценки качества общего образования ИСМО РАО – тел./факс , Ковалева Галина Сергеевна – координатор исследования PISA в России Российская академия образования