Организация обучения школьников с интеллектуальной недостаточностью Выполнила: Яхонтова Светлана Альбертовна, учитель коррекционного обучения МКОУ «Цветнопольская СОШ» Азовского МННР Омской области 2014
Возникает вопрос: можно ли прибегать к образованию глухих, слепых и отсталых, которым из-за физического недостатка невозможно в достаточной мере привить знания? - Отвечаю: из человеческого образования нельзя исключить никого, кроме нечеловека. Ян Амос Коменский
Характеристика умственно отсталого ребенка Расстройство мышления Нарушение процессов ощущения и восприятия Расстройство внимания Нарушение речи Расстройство памяти
Общие с образовательной школой Освоение учащимися системы знаний о природе, обществе, человеке, его труде, а также приемов самостоятельной деятельности Специфические Профессиональная подготовка Задачи специальной (коррекционной) общеобразовательной школы Коррекция нарушений психофизического развития Социальная адаптация и интеграция в общество нормально развивающих людей Лечебно-профилактическая работа Создание благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности Формирование научно-диалектического мировоззрения
Комплексный подход к процессу обучения Учитель Логопед (обследование, индивидуальные и групповые занятия) Дефектолог Психолог
Педагогическая дифференциация умственно отсталых детей IV группа – плохо успевающие школьники III группа – школьники, с трудом успевающие школьную программу II группа – относительно хорошо успевающие школьники I группа – успешно обучающихся школьников Примерно 10-15% Примерно 25-30% Примерно 35-40% Примерно 10-15%
Группы умственно отсталых детей со специфическими особенностями Дети с нарушениями работоспособ- ности Дети с нарушениями зрительного восприятия и пространствен- ной ориентировки Дети с двигатель- ными нарушениями Дети с фонетико- фонемати- ческими нарушениями
Формы обучения в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе для детей с нарушением интеллекта Коллективные (фронтальные) По обхвату детей обучением По месту организации обучения Традиционные формы обучения Специальные коррекционные занятия Сопутствующие (дополнительные) занятия Уроки – соревнования, викторины, конкурсы, игры, концерты, праздники, театрализованные уроки, уроки типа КВН … Нетрадиционные формы обучения Групповые Консультации, Дополнительные индивидуальные занятия, Факультативы, Группы выравнивания Логопедические занятия, Лечебная физкультура, Ритмика, Социально-бытовая ориентировка Урок, экскурсия, предметные уроки, домашняя учебная подготовка Внешкольные Школьные (урочные и внеурочные) Индивидуальные
Урок как основная традиционная форма обучения школьников Образовательная Коррекционно-развивающая Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала) Задачи урока Воспитательная Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок) Типы уроков по дидактическим целям Функции урока Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок) Уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков (контрольно-проверочный урок) Комбинированный урок
Вводная часть – подготовка учащихся к работе на уроке, включение в учебный процесс Заключительная часть – подведение итогов проделанной работы, снятие напряжения, подготовка к отдыху на перемене Основная часть – усвоение и закрепление нового материала Основные части урока
Система работы Качественная диагностика Переподготовка педагогов Охранительный режим при обучении Совершенствование методов обучения Взаимодействие с родителями
Организация обучения школьников с интеллектуальной недостаточностью Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой Учебники для специальных (коррекционных) школ, допущенных Министерством образования и науки Рабочие тетради к учебникам Методические пособия для специальных (коррекционных) школ VIII вида Материалы сайта дефектолог Шишкова М.И., Д. Худенко
Спасибо за внимание!