Музыкальный руководитель МБДОУ ДС 37 «Мальвинка» города Смоленска Е.Н. Романкова Е.Н. Романкова 2013
Музыкально-оздоровительная работа в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ЦЕЛЬ: организовать музыкально- оздоровительную работу в ДОУ, обеспечивающую каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья, выявление музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.
ЗАДАЧИ: Формировать положительное отношение ребенка к окружающему миру, к своей семье, сверстникам и к самому себе. Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье ребенка. Создавать условия, обеспечивающие благополучие каждого ребенка. Используя здоровьесберегающие технологии повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям). Формировать правильную осанку, гигиенические навыки. Развивать музыкальные и творческие способности в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровьесберегающие технологии, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, формировать начала музыкальной культуры. Создавать предметно-развивающую среду и условия для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой личности.
Новизна системы музыкально-оздоровительной работы Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальном занятии дает возможность разнообразить с пользой для здоровья детей привычные виды музыкальной деятельности, развивающие творческие способности. Проведение интегрированных музыкально-валеологических занятий позволяет педагогам шире и интереснее рассказать о пользе здорового образа жизни и необходимости знать и выполнять правила личной гигиены. Новые формы взаимодействия с семьей по музыкальному воспитанию, включают вопросы сохранения здоровья детей в детском саду и дома.
Планируемые результаты Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей. Стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка. Повышение уровня речевого развития. Снижение уровня заболеваемости (простудные заболевания) Стабильность физической и умственной работоспособности во всех сезонах года независимо от погодных условий.
Организация здоровьесберегающего пространства в ДОУ Помещения ПроцессыУчастники Музыкальный зал Утренняя гимнастика по музыку Музыкальные занятия Индивидуальные занятия Кружковая работа Праздники, досуги и развлечения Музыкальный руководитель, инструктор физвоспитания, воспитатели, дети, родители Физкультурный зал Физкультурные занятия с использованием музыки Кружковая работа Физкультурные досуги Инструктор физвоспитания, дети, воспитатели, музыкальный руководитель Групповая комната Самостоятельная музыкальная итеатрализованная деятельность в музыкальных уголках Индивидуальная работа Дети, воспитатели, музыкальный руководитель Территория детского сада Физкультурные занятия на улице Музыкально-физкультурные праздники Спортивные праздники и развлечения Дети, воспитатели, инструктор физвоспитания, музыкальный руководитель.
Здоровьесберегающие технологии на музыкальном занятии Музыкальное занятие Валеологические песенки-распевки Дыхательная гимнастика Игровой массаж Пальчиковые игры Артикуляционная гимнастика Музыкотерапия
Формы организации музыкальной деятельности Регламентируемые Музыкально-оздоровительные занятия (тематические) Утренняя гимнастика под музыку Совместные с детьми и родителями оздоровительные праздники Индивидуальные коррекционные занятия (индивидуально- дифференцированый подход) Занятия фонетичекой ритмикой Логоритмика Не регламентируемые Музыкальное сопровождение режимных моментов, способствует как активации, так и успокоению центральной нервной системы ребенка Совместная музыкальная деятельность воспитателя и ребенка в группе, основанная на здоровьеформирующих принцыпах Совместная музыкальная деятельность родителей и детей в семьн – адекватная музыкальной деятельности в ДОУ Использование антистрессовой гимастики на музыкальных занятиях в ДОУ Музыкотерапия Минуты шалости (танцы между занятиями)
Личностно-профессиональные качества и умения музыкального руководителя необходимые для реализации педагогического оздоровления Умело анализировать педагогическую ситуацию в условиях оздоровления Наличие знаний об особенностях возрастной физиологии, формировании и функционировании психических процессов детей дошкольного возраста. Способность проектирования и моделирования здоровьесберегающих технологий в музыкально-оздоровительном процессе. Владеть основами здорового образа жизни и стать примером для детей, проявляя заботу о своем здоровье и здоровье окружающих людей.
Взаимодействие с семьей Музыкальное воспитание Конкурсы с участием родителей Индивидуальн ые консультации Совместное изготовление костюмов Анкетирование родителей Родительские собрания Театральные предстваления для детей и родителей Музыкальные, спортивные праздники и досуги с участием родителей Оформление наглядного материала Дни открытых дверей для родителей
ВЫВОД: o Систематическое использование дыхательной гимнастики влияет не только на физическое состояние ребенка, когда уменьшается заболеваемость дыхательных путей, но и на развитие ладового слуха. o Использование музыкально-ритмических движений влияет не только она развитие пластики и движения, соответствующих ритму и темпу музыки, но и на формирование правильной осанки, профилактике плоскостопия. o Пальчиковые игры, предметы для игр и танцев позволяют развить общую и мелкую моторику, учат ориентироваться в пространстве. o Использование коротких попевок и распевок улучшает состояние дыхательных путей и развитию голосового аппарата, звуковысотного слуха и ладового чувства. o Использование подвижных игр влияет на развитие ориентировки в пространстве, фонетического слуха, правильности речи, а так же имеет профилактическое действие. o Релаксация на музыкальных занятиях приобщает к классической музыке, развивает умение расслабляться после полученной нагрузки.
ИСТОЧНИКИ: jpg фон jpg картинка для создания вертикальной виньетки источник шаблона : Ранько Елена Алексеевна Гаврючина Л.В.Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: метод.пособие/ Л.В.Гаврючина. –М.: Сфера,2008 Кудрявцева В.Т. Развивающая педагогика оздоровления. – М.: Линка-Пресс, 2000 Стрельникова А. « Дыхательная гимнастика» Тютюнникова Т.Э. Речевые игры / Т.Э.Тютюнникова // Дошкольно восптиание Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика/ О.В.Узорова, Е.А.нефедова. – М. : ООО»Издательство АСТ», 2004