ПРОЕКТ СОЗДАНИЯ В ГБОУ СОШ 262 КРАСНОСЕЛЬСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО СРЕДЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Актуальность проекта Введение ФГОС НОО «Петербургская Школа » Программа развития РОС (проекты «Моя новая школа», «Учись учиться») Программа развития школы «Школа будущих инновационных кадров» ОЭР : «Формирование ценностных ориентиров жизнедеятельности участников образовательного процесса в начальной школе» Проект «Учитель XXI века» (ПНПО) Всесторонний анализ образовательной среды школы«ПРОТОР» Новая методическая тема «Системно-деятельностный подход к обучению»
Цель – устранить несоответствия и противоречия переходного этапа к «новой школе»: Высокий уровень ИКТ-компетентности педагогов при низких показателях информатизации образовательного процесса Вхождение в проект «Школа цифрового века» при недостаточном материально-техническом обеспечении Высокая технологическая культура учителей при невозможности системного использования Растущая конкурсная активность учителей в связи с внедрением системы стимулирующих выплат и технические ограничения участия в конкурсах (пропускная способность компьютерного класса) Внутрифирменное обучение ИКТ при отсутствии современных оснащенных рабочих мест педагога
ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА (ИОС) + ВЫСОКИЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПЕДАГОГА+НОВЫЙ УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ = УСПЕХ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ НОВАЯ СРЕДА ДЛЯ НОВОЙ ШКОЛЫ
НОВАЯ ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ ФГОС НОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ НОВОЕ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ И УЧИТЕЛЕЙ НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ НОВЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Предпосылки Мобильность педагогического коллектива и высокий профессионализм 100% владения ИКТ в начальной школе 57% повышение квалификации в связи с введением ФГОС Участие в Международной олимпиаде по основам наук в начальной школе – 74 тестирования 100% освоение технологии «метод проектов» и портфолио 75% участники проекта «Школа цифрового века» Участие в районных конкурсах с применением ИКТ (конкурс школьных сайтов, фестиваль открытых уроков) Наличие двух школьных сайтов 7% педагогов имеют персональные сайты в сети Internet Учителя начальной школы Курчевенкова М.Н. и Моисеева В.Н., работающие по ФГОС, успешно прошли аттестацию по новым правилам и подтвердили высшую квалификационную категорию Комарова А.А., Барсукова Е.В., Цветкова Г.А., Шувалова О.А. стали первыми, кто решился на участие в международной дистанционной олимпиаде Образовательная программа школы, предусматривает расширенное изучение иностранного языка: одного иностранного языка со второго класса и двух иностранных языков с 5-го класса, что является основой для международного сотрудничества
Предпосылки Мобильный управленческий механизм (заместитель по ИКТ, аналитик, администратор сайта, заведующая экспериментальной площадкой, методист) Отработанная критериально-оценочная система стимулирования качества и результативности труда педагога Высокий инновационный потенциал руководства Научное руководство ОЭР 10-летний опыт организации экспериментальной работы и инновационной деятельности Сетевое взаимодействие, многолетние партнерские связи Налаженная система внутрифирменного обучения педагогов (современные образовательные технологии, ИКТ) Системный мониторинг образовательного процесса Открытость школы (тематические дни отрытых дверей, участие в муниципальных проектах, публичная защита исследовательских и проектных работ учащимися школы, районные семинары по разным направлениям деятельности школы)
Предпосылки Родительское сообщество активно поддерживает инновационную деятельность педагогов (совместно было выбрано направление инновационного развития «Школа будущих инновационных кадров», определено содержание ключевых проектов Программы развития школы ) Родительские комитеты в ряде классов основной и средней школы оснастили кабинеты видео и мультимедийными средствами Школа успешно прошла процедуру аккредитации, по которой показатели образовательной среды превысили норму (194 балла при диапазоне ) Создана копилка ЭОР- авторских и общих при школьной библиотеке Бесконфликтное принятие инноваций (электронный журнал, электронный документооборот, система стимулирующих выплат на основе персонального премиального портфолио педагога ПППП)
ЧТО ФОРМИРУЕТ НОВУЮ ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАПРОСЫ ОБЩЕСТВА, СЕМЬИ И ГОСУДАРСТВА ШИРОКОЕ ВНЕДРЕНИЕ ИКТ-ТЕХНОЛОГИЙ ВО ВСЕ СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НОВАЯ ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ
Системно-структурная организация ИОС школы Это совокупность взаимодействующих систем (подсистем): -Информационных образовательных ресурсов (медиатека); -Компьютерных средств обучения (С 2007 года школа подключена к сети Интернет, сегодня скорость передачи 3 Мбит/сек. С 2009 года школа имеет постоянно обновляемый в сети Интернет сайт – основу развития ИОС образовательного учреждения) ; -Современных средств коммуникации; -Педагогических технологий (ТРКМ, ТОГИС, ТРИЗ, ТИЖС, метод проектов, технология педагогических вариаций, игровые, групповые и пр.).
года это новая веха в развитии образования. Сегодня стоит задача организации целостного педагогического процесса, направленного на развитие личности ребенка, способного, используя полученные знания, профессионально развиваться, в будущем внося вклад в развитие своей страны. Требования нового ФГОС: эффективность учебно- воспитательного процесса должна обеспечиваться информационно-образовательной средой (ИОС) системой информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия реализации основной образовательной программы образовательного учреждения. Именно ИОС является – важнейшим условием и одновременно средством формирования новой системы образования.
Как в ближайшем будущем должны измениться эти компоненты современного образовательного процесса для достижения реального нового качества образования? Что будет лежать на партах наших учеников: бумажный учебник или ноутбук? Как эффективно использовать имеющееся компьютерное оборудование, подключение к Интернету, цифровые образовательные ресурсы, представленные на электронных носителях и на федеральных образовательных порталах? Главное в «новой школе» это фигура учителя, организатора учебного процесса, от него будет зависеть успех реализации ФГОС. Современное образование предусматривает значительное расширение роли информационных технологий как эффективного средства саморазвития, самосовершенствования и самообразования обучающихся. Умение находить и собирать информацию, проверять ее достоверность – первый шаг на пути к самостоятельной работе с информационными источниками, к самостоятельному продуцированию личностно значимой информации.
Сегодня в школе, где учится порядка 850 учащихся, функционирует один кабинет информатики!?!?!? 12 компьютеров, который во вторую половину дня действует как кабинет открытого доступа к сети «Интернет». Всю компьютерную систему школы объединяет локальная сеть, что способствует своевременному информационному обеспечению процесса управления, позволяет быстро получить и обработать необходимую информацию. Всего в школе 51 компьютер (администрация, бухгалтерия, библиотека, педагоги), 2 интерактивные доски, 7 мультимединых проекторов, 3 из которых используются в начальной школе. Но гигиенические условия использования компьютерного класса не рассчитаны на учащихся начальной школы. Обучение ведется путем погружения в среду современных компьютерных технологий, включения детей в творческие исследования, способствует формированию навыков работы с ПК и в глобальной сети Интернет ТОГИС.
Образование в нашей школе строится на основе качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы и призвано обеспечить выполнение следующих основных целей, заложенных во ФГОС: - Сохранить и укрепить здоровье и безопасность учащихся - Развить творческие способности школьников с учетом их индивидуальных особенностей; - Сформировать у младших школьников основы теоретического и практического мышления в процессе осуществления различных видов деятельности. - Создать педагогические условия, обеспечивающие не только успешное образование на данной ступени, но и широкий перенос средств (метапредметных результатов), освоенных в начальной школе, на следующие ступени образования и во внешкольную практику. - Помочь школьникам овладеть основами грамотности в различных ее проявлениях (учебной, двигательной, духовно-нравственной, социально- гражданской, визуально-художественной, языковой, математической, естественнонаучной, технологической).
Для введения ФГОС необходимо выявить, что следует изменить в существующей образовательной системе, чтобы привести образовательную систему в соответствие с нормативной моделью. Мы определили какие изменения требуется произвести: - в образовательных целях; - в учебном плане; - в содержании учебных программ и программ внеучебной деятельности; - в образовательных технологиях; - в условиях реализации образовательных программ; в способах и организационных механизмах контроля образовательного процесса и оценки его результатов.
В результате реализации проекта будет обеспечено организационно-управленческое сопровождение по введению ФГОС в начальной школе. На данном этапе решены следующие задачи: - Учителя начальной школы прошли курсы повышения квалификации (ФГОС, ИКТ) - Проведен анализ элементов образовательной системы на соответствие требованиям Стандарта. Выявлены элементов образовательной системы, требующих изменений. - Провести анализ содержания и структуры нового учебного плана. -Разработан примерный управленческий план введения ФГОС на ступени начального общего образования. -Разработана модель мониторинга эффективности внедрения ФГОС -Создана система информационного сопровождения реализации проекта
Причины, вследствие которых необходимо изменить систему управления начальной школой заключаются в изменении требований к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования. Во-первых, происходит обновление содержания основной образовательной программы начального общего образования, а также методик и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросов детей и их родителей. Во-вторых, для эффективного управления образовательным учреждением необходимо использовать информационно-коммуникационные технологии. В-третьих, требуется компетентностный подход в методическом сопровождении педагога.
В-четвертых, необходимо создать информационно-образовательную среду образовательного учреждения, включающую в себя совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты и др.), культурные и организационные формы информационного взаимодействия, компетентность участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). В-пятых, администрации необходимо создать условия для обеспечения широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления. В-шестых, предусмотреть возможность интегративного подхода начального общего и дополнительного образования.
При этом ИКТ-компетентность всех педагогов достигается постепенно. Для каждого из учителей создается собственная индивидуальная программа формирования ИКТ - компетентности, как часть программы профессионального развития, повышения квалификации и переподготовки. Эта программа начинается с ознакомления с возможностями ИКТ в школьном образовании и конкретном школьном предмете (группе предметов). За этим следует этап повышения квалификации или модулей переподготовки, в ходе которого педагог осваивает ИКТ в применении к своей профессиональной деятельности и параллельно планирует это применение в информационной среде.
Следующий уровень – это полная информатизация школы, применение ИКТ во всех элементах образовательного процесса (урочная, внеурочная, проектная деятельность, выполнение домашнего задания, дистанционное обучение при форс-мажорных обстоятельствах). При этих условиях идет трансформация уклада школы и образовательного процесса в направлении формирования ИКТ-компетентности обучающихся, формирования универсальных учебных действий, повышения эффективности освоения отдельных предметов, учета меняющихся требований, в том числе – Государственной итоговой аттестации, в частности по использованию ИКТ в процессах аттестации.
Отличительной особенностью начала обучения в школе является то, что наряду с традиционным письмом ребенок сразу начинает осваивать клавиатурный набор текста. Изучение окружающего мира предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыты фиксируются, их результаты обобщаются и представляются в цифровом виде. Изучение искусства предполагает изучение современных видов искусства наравне с традиционными. В частности, цифровой фотографии, видеофильма, мультипликации. В контексте изучения всех предметов должны широко использоваться различные источники информации, в том числе, в доступном Интернете.
Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения. Имеется цикл проектов, участвуя в которых, дети знакомятся друг с другом, обмениваются информацией о себе, о школе, о своих интересах и увлечениях. Это проекты «Я и мое имя», «Моя семья», совместное издание Азбуки и многое другое. Интегрированный подход к обучению, применяемый при создании нового стандарта, предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. В начальной школе организатором интеграции становится учитель. Например, на уроке русского языка идет работа над текстами- описаниями, эта же работа продолжается на уроке окружающего мира, например, в связи с изучением времен года. Результатом этой деятельности становится, например, видеорепортаж, описывающий картины природы, природные явления и т.п.
СОСТАВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ СИСТЕМЫ ИОС
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ОРГАНИЗАЦИЯ КОЛЛЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАБОТЫ В ГРУППАХ СОТРУДНИЧЕСТВА ОРИЕНТАЦИЯ НА САМООБРАЗОВАНИЕ СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕШНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ВОЗМОЖНОСТЬ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ГИБКОСТЬ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДОТ СОЦИАЛИЗАЦИЯ УЧАЩИХСЯ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА РАЗНОУРОВНЕВОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА ВОЗМОЖНОСТЬ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
ИЗМЕНЕНИЕ РОЛИ УЧАСТНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА УЧЕНИК УЧИТЕЛЬ ПОЛУЧАЕТ ГОТОВУЮ ИНФОРМАЦИЮ ТРАНСЛИРУЕТ ИНФОРМАЦИЮ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ: ПОИСК, ВЫБОР, АНАЛИЗ, СИСТЕМАТИЗАЦИЮ И ПРЕЗЕНТАЦИЮ ИНФОРМАЦИИ ОРГАНИЗУЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА ПО РАБОТЕ С ИНФОРМАЦИЕЙ НА ОСНОВЕ СОЗДАННОЙ ИМ МОДЕЛИ УРОКА НОВОЕ КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РАЗВИТИЕ «КОМПЕТЕНТНОСТИ К ОБНОВЛЕНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ» И МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ В ТРАДИЦИОННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
МОДУЛЬ УРОК ПРИМЕРНАЯ АРХИТЕКТУРА ИОС РАЗВОРОТА УЧЕБНИКА
САЙТ ИНТЕРНЕТ-ПОДДЕРЖКИ
ВЫВОД Для легкого перехода на новый стандарт в средней школе образовательное учреждение должно: - быть укомплектовано учебно-наглядным оборудованием, в том числе и компьютерным; - быть обеспечено учебниками, в том числе с электронным приложением как их неотъемлемой частью; - иметь доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам - быть укомплектована печатными образовательными ресурсами и ОЭР по всем учебным предметам.
МОДЕЛЬ МОНИТОРИНГА ВВЕДЕНИЯ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Целью мониторинга является получение обратной связи о том, насколько эффективно вводится новый образовательный стандарт. Задачи мониторинга - осуществлять количественный и качественный анализ процесса введения и реализации ФГОС ; -анализировать эффективность осуществляемых мер по введению и реализации ФГОС; -выявлять зоны конфликтов и напряжений в системе; - определять динамику количественных и качественных показателей, 2. Сроки проведения мониторинга Мониторинг реализации ФГОС НОО проводить с начала учебного года 1 раз в четверть. Мониторинг должен проводиться в несколько этапов: предварительный этап (готовность к работе по ФГОС), первый этап (начало первого класса) второй этап (начало второго класса), третий этап (начало третьего класса), четвертый этап (начало четвертого класса).
3. Система сбора данных Модель мониторинга включает в себя две взаимодополняющие системы сбора и обработки данных: готовность конкретных классов и педагогов к введению ФГОС НОО. В мониторинг входит и информация о том, какие УМК использует педагог по каждому из четырех предметов. Данный раздел мониторинга позволит оценить, насколько такой ресурс, как учебно- методический комплекс, используется педагогами в полную меру. 4. Обоснование отбора объектов мониторинга Релевантность мониторинга проявляется в том, что анализируются все требования ФГОС НОО: к результатам образования, к структуре образовательной программы, к условиям реализации стандарта. В соответствии с этим в модели мониторинга выделяются следующие объекты: - условия обеспечения введения ФГОС НОО; - учебный план образовательного учреждения; - система оценки межпредметных образовательных результатов.
Финансово-экономическое обеспечение анализируется по таким показателям, как доведение норматива финансирования до уровня образовательного учреждения и наличие в образовательном учреждении собственного положения об оплате труда, позволяющего оплачивать внеаудиторные виды деятельности, а также начислять стимулирующую часть заработной платы в зависимости от результативности образовательного процесса. Информационное обеспечение анализируется по таким показателям, как наличие информационной образовательной среды в школе, свободного доступа в интернет, ведение электронной документации (дневников и журналов), а также использование Интернет-ресурсов для размещения детских образовательных продуктов и обсуждения образовательной программы с участниками образовательного процесса (педагогами, родителями, детьми). Кадровое обеспечение анализируется по таким показателям, как прохождение повышения квалификации у педагогов. В опроснике для педагогов задаются вопросы о том, освещались ли в ходе повышения квалификации проблемы формирования и оценки сформированности универсальных учебных действий. Материально-техническое обеспечение анализируется по таким показателям, как наличие библиотеки, соответствующей требованиям ФГОС, а также площадки для свободного самовыражения учащихся (школьного сайта, театра, газеты и пр.).
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!