Семейное духовно - нравственное воспитание Задача духовно - нравственного развития - главная задача семейного воспитания.
Как бы много ни говорили сегодня о негативном воздействии на ребенка улицы и средств массовой информации, все же социологические исследования показывают, что влияние семьи сильнее, чем воздействие других факторов.
влияние семьи на развитие ребенка составляет -40 процентов ; средств массовой информации – 30 процентов ; школы - 20 процентов ; улицы - 10 процентов
Хотя, конечно, здесь необходимо учитывать два существенных обстоятельства : первое - возможности семьи объективно ограничены ; второе - современная семья в силу ряда причин зачастую не может актуализировать педагогический потенциал своего позитивного влияния на ребенка.
Задача духовно - нравственного развития является главной задачей семейного воспитания. Под духовно - нравственным воспитанием мы понимаем процесс целенаправленного становления духовно - нравственной сферы ребенка, который является основой базовой культуры личности.
Духовная составляющая воспитания в таком случае заключается в помощи ребенку для освоения системы ценностей и идеалов.
Также формируется на этой основе определенная личностная мировоззренческая позиция. Нравственная же составляющая направлена на содействие в развитии чувств, отношений и поведения, отражающих ( смысложизненную ) позицию в социальной деятельности ребенка : во взаимоотношениях с другими людьми и окружающим его мире.
Известно, что основой духовно - нравственного воспитания является духовная культура той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие.
В первую очередь, это духовная культура семьи и образовательного учреждения, вынужденного брать на себя функцию компенсации недоработок и упущений семейного воспитания.
. Тот дух, который царит в семье и детском саду, школе, детском объединении, дух, которым живут родители и педагоги - люди, составляющие ближайшее социальное окружение, - оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка.
Духовно - нравственное воспитание как развитие основных ( собственно человеческих ) способностей состоит из : нравственного - состоящего в различении добра и зла ; эстетического - состоящего в различении прекрасного и безобразного ; религиозного - состоящего в различении истинного и ложного. Все это является не только первостепенной задачей ( часто нереализуемой или стихийно реализуемой современной семьей ), но и средством преодоления разобщенности между взрослыми и детьми в семье, между детьми в детском сообществе, между семьей и образовательным учреждением, между человеком ( и маленьким, и взрослым ; ребенком, родителем, педагогом ) и традиционной культурой.
О том, что эта разобщенность существует, свидетельствуют и статистические данные, в частности, данные независимого комплексного исследования « Семья и общество », которое проводил ГосНИИ « Семьи и воспитания » несколько лет назад. В рамках проведенного исследования респондентам был предложен перечень, включающий 32 проблемы семейного воспитания.
Из этого перечня необходимо было выбрать те проблемы, которые наиболее типичны для семей в воспитании детей. Выполняя задание, 80,2 процента в качестве основной проблемы в воспитании детей указали на ограниченность совместного времяпрепровождения родителей и детей ; 55,4 процента опрошенных отметили значительные различия во взглядах на жизнь членов своих семей ; 53,3 процента - отсутствие возможности контролировать поведение детей ; 53 процента - недостаточное знание членами семьи друг друга ; 45,7 процента - отсутствие взаимопонимания с детьми.
Пока подобная разобщенность не будет преодолена, пока не будет достигнуто духовной общности в семье, мало что удастся сделать в духовно - нравственном воспитании детей, даже если образовательные учреждения найдут пути решения этой задачи на своем уровне.
Другой вопрос, что на сегодняшний день ни семья, ни образовательное учреждение в полной мере не в состоянии целенаправленно, систематически и оптимальными способами решать задачу своего духовного возрастания, духовно - нравственного воспитания своих детей и взаимодействия в этом процессе. Причины такой несостоятельности известны, хотя и нуждаются в более глубоком дополнительном анализе. - утрата традиционного для православной культуры понимания воспитания ( семейного воспитания ), в первую очередь, жертвенной любви, труда и усилий, направленных на установление отношений духовной общности с детьми ;
- отсутствие у родителей ( или наличие искаженных ) знаний о законах духовной жизни и закономерностях духовно - нравственного становления человека ; - поразительная неграмотность современных родителей в вопросах приоритетов развития и воспитания в различные периоды детства ; - недостаток личного живого духовного опыта и родителей, и педагогов ; - отсутствие четких представлений о том, какие задачи необходимо решать в первую очередь в духовно - нравственном воспитании современных детей - духовная немощь сегодняшних детей, родителей и педагогов.
В обществе, идеалом которого являются успех и процветание, всякая немощь вызывает раздражение, желание поскорее как - нибудь избавиться от тяготящей проблемы. Поэтому современным родителям предстоит на личном опыте с большим трудом обретать сущностное понимание отцовства и материнства, становиться носителями духовной культуры, осваивать свое родительство как терпеливое и милосердное служение ближним, учиться реагировать на проблемы, возникающие в развитии и поведении ребенка не раздражением и активным неприятием, а, наоборот, увеличением терпения и любви. Духовную нищету ожесточенной детской души можно восполнить только милостивой и сердечной родительской любовью. Такой живой и творческой любви, не принимающей стереотипов, нужно учиться сегодня нам всем.