Правовое воспитание в ДОУ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад с.Садовка»
Детство- это период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, нравственные ориентации, жизнеспособность и нравственность. Дошкольное детство – наиболее благоприятный период для становления личности ребенка.
Актуальность правового воспитания в наши дни однозначна: общество нуждается в социально зрелых свободных личностях обладающих правовыми знаниями. Воспитать такие личности возможно лишь в условиях соблюдения правовых норм исключающих нарушение прав достоинств детей АКТУАЛЬНОСТЬ
- создание условий для формирования у детей правовой компетентности; - ознакомление детей в соответствующей их возрасту форме с социально- правовыми нормами и правилами поведения; - формирование у детей социальной ответственности, способности понимать и оценивать свои поступки и поступки окружающих людей; -воспитание у детей уважительного и терпимого отношения к людям независимо от их происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, внешнего облика и физических недостатков; -содействие процессу формирования у детей чувства собственного достоинства, своего мнения, умений конструктивного разрешения конфликтов и споров ; -воспитание уважения к достоинству и мнению другого -создание в ДОУ правового пространства ; Основные задачи
-повышение уровня правовой культуры педагогического состава ДОУ и родителей; -создание условий для организации взаимодействия семьи и ДОУ по вопросам правового воспитания и вовлечения родителей в право воспитательный процесс; -повышение уровня правовой защищенности детей как в ДОУ, так и в семье; - формирование у родителей понимания ответственности за ребенка, за соблюдение его прав, необходимости создания в семье взаимоотношений, основанных на понимании, заботе, ненасильственных способах общения.
Условия для осуществления правового воспитания -Разработана система планирования работы; - Обеспечено научно-методическое сопровождение; -Подготовлен дидактический материал; - Создана необходимая предметно - развивающая среда.
Работа с педагогическим составом; Работа с детьми; Работа с родителями. Механизм реализации
Организуются: - Советы педагогов; - консультации для воспитателей по вопросам правового воспитания и вовлечения родителей в процесс правового воспитания детей; -семинары с целью разрешения теоретических и практических вопросов правовоспитательной деятельности детского сада; - взаимопосещения педагогов открытых занятий в рамках правового воспитания; Работа с педагогами ДОУ
Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека. Развивать уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (в том числе внешнего облика, физических недостатков и пр.). Способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности (за другого человека, за начатое дело, за данное слово и др.). Развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека. Работа с детьми
Организованное обучение Совместная деятельность взрослого и ребенка Самостоятельная деятельность детей Модель педагогического процесса правового воспитания дошкольников
Организованная форма обучения Организованная форма обучения Изобразительная, трудовая деятельность Знакомство с правами человека Проблемно- поисковая деятельность Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных Умений и навыков Физкультурно- оздоровительная деятельность Сюжетно- ролевые игры, инсценировки, дидактические игры Беседы на этические темы, мини- дискуссии
Самостоятельная деятельность детей Самостоятельная деятельность детей Работа с литературой Создание проблемных ситуаций. Задания для самостоятельных наблюдений Разные виды игр Продуктивные виды деятельности Двигательная активность
Ведущие виды деятельности для организации правового воспитания Поисково- экспериментальная Проблемная Продуктивная Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативности Ролевые, театрализованные, дидактические игры
- игровые занятия со знакомыми сказочными героями; -КВН ; -традиционные праздники – концерты; - беседы; - экскурсии; -чтение художественной литературы; - познавательные и развивающие игры; - наблюдения. Реализация задач
Главная задача: реально ограждать и предохранять детей от зла, защищать их. Важно воспитать у ребенка чувство доверия к себе, людям, миру, чувство собственного достоинства и уверенности. В младшем возрасте необходимо сформировать у ребенка образ взрослого человека, как справедливого, доброго защитника. Темы ознакомления детей младшего возраста с основами правового сознания: "Я - человек", « Мое имя», "Я и моя семья", « Я и мои игрушки", "Я и люди на Земле", "Я и мои права". Младший возраст Особенности правового воспитания с учетом возраста детей
Главная задача: знакомство детей с правовыми документами, с основными правами и свободами человека. Темы ознакомления детей с основами правового сознания: "Знакомство с Декларацией прав человека", "Право на жизнь, свободу, семью", "Право на жилье, пищу, личное имущество", "Право на защиту, любовь, внимание, заботу, помощь", "Право на медицинскую помощь и охрану здоровья", "Защита детей", "Право на дружбу и собственное мнение", "Я и общество". Старший возраст
Как бы серьезно ни продумывались формы правового воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях, какой бы высокой ни была квалификация работников дошкольного учреждения, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в правовоспитательном процессе. Работа с родителями
Анкетирование родителей по вопросам правового воспитания С положениями Конвенции о правах ребенка знаком лишь 10% родителей; - О существовании Семейного кодекса известно лишь 58%,но смогли назвать свои права и обязанности только 28 %; - Только половина родителей (54% ) понимают, что уходя из дома по своим делам и оставляя ребенка одного на несколько часов, они тем самым нарушают его права; - 85,7 % родителей справедливо считают, что ударить ребенка - означает нарушить его права, вместе с тем, 73% допускают щелчок по попе и 31 % - использование ремня, как наказания.
- 86% родителей наказывают своих детей (от физического воздействия до речевой агрессии); - 86% опрашиваемых ответили, что их самих в детстве наказывали; -78%родителей объяснили, что их раздражает в ребенке капризы, ложь, истерики, непослушание, неаккуратность; - 80% родителей не знают, в чем проявляется нарушение прав ребенка. Анкетирование родителей по теме «Наказание в воспитании»
Факторы риска -неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов и мачех; -присутствие в семье больного алкоголизмом (наркоманией) или вернувшегося из мест лишения свободы; -безработица, финансовые трудности; -постоянные супружеские конфликты; -статус беженцев, вынужденных переселенцев; - низкий уровень культуры, образования родителей, негативные семейные традиции; нежеланный ребенок; - умственные или физические недостатки
- Психическое и физическое развитие ребенка не соответствует его возрасту. - Неухоженность, неопрятность; апатичность или, наоборот, агрессивность ребенка. -Изменчивое поведение: переход от спокойного состояния к внезапному возбуждению (такое поведение часто является причиной нарушения контактов с другими детьми). -Проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания. - Отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле. - Повторяющиеся жалобы на недомогание (головную боль, боли в животе и др.). На что обратить внимание
- Враждебность или чувство страха по отношению к отцу или матери. - Судорожное реагирование на поднятую руку (ребенок сжимается, как бы боясь удара). - Чрезмерное стремление к одобрению, ласке любого взрослого, гипертрофированная забота обо всем и обо всех. - Демонстрация "взрослого" поведения, интерес к вопросам секса уже в дошкольном возрасте.
- В беседе о ребенке родители проявляют настороженность или безразличие. - На жалобы по поводу поведения сына (дочери) в детском саду реагируют холодно, либо очень бурно и эмоционально. - Часто меняют детского участкового врача, переводят ребенка из одного дошкольного учреждения в другое Поведение родителей
-Прежде всего, постараться завоевать доверие ребенка, наблюдая за его поведением. -Побывать у ребенка дома, посмотреть, в каких условиях он живет, постараться установить контакты с семьей. - Побеседовать с опекунами, близкими родственниками, высказать свою озабоченность его поведением в детском саду. Что предпринять
Мероприятия ДОУ по правовому просвещению родителей - В каждой возрастной группе оформлены информационные стенды «Защита прав ребенка»; - Организуются консультации- беседы с проведением анкетирования родителей «Я и мой ребенок»; -Проводится выставка семейных работ «Мама, папа, я - счастливая семья». -Составляется социальный паспорт каждой семьи; - Организуется посещение семей с целью оценки взаимодействия взрослого с ребенком; -Проводятся родительские собрания, групповые и индивидуальные консультации по вопросам правового воспитания и ознакомления с нормативно-правовой документацией; -Организуются совместные физкультурные праздники, Дни здоровья.
Результативность Положительное изменение детей в их отношении к себе и другим людям. Снижение уровня агрессии у детей. Сформированность у детей собственного мнения. Изменение подходов к разрешению конфликтов и споров. Умение детей анализировать, отмечать нарушения в правах. Значительно повышена правовая грамотность родителей. В детском саду не зарегистрировано ни одного факта жестокого обращения с детьми. Заметно снизился процент неблагополучных семей.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !