" Никто не сможет воспитать человека, если он сам себя не воспитывает " ( В. Сухомлинский ).
Сущность процесса воспитания Процесс воспитания - сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями ( Харламов И. Ф.).
Сущность процесса воспитания Воспитательный процесс носит многофакторный характер : на становление личности влияет семья, школа, микросреда, общественные организации, средства массовой коммуникации, искусство, социально - экономическая ситуация и др. Это делает процесс воспитания и более богатым, легким ( много способов воздействия ) и одновременно более трудным : сложно интегрировать все факторы, управлять процессом, оградить его от стихийности и негативно действующих факторов.
Сущность процесса воспитания Воспитание является долговременным, непрерывным процессом, переходящим в самовоспитание. Результаты воспитания носят отсроченный и неодинаковый для всех характер. Они могут обнаруживаться не сразу, а спустя время после окончания школы. На разных учащихся воспитание оказывает различное влияние, что объясняется многообразием факторов и наличием собственной воли у каждого воспитуемого.
Сущность процесса воспитания Процесс воспитания для тех, кто его осуществляет, для педагогов, раскрывается как последовательное решение ряда педагогических ситуаций. В нем выделен цикл педагогической деятельности - система действий по реализации процесса воспитания. Она включает в себя этапы : - диагностика ( изучение ) воспитанников и определение задач воспитания ; - проектирование, планирование воспитательной деятельности ( разработка содержания, методов, форм ); - организация педагогического взаимодействия ( реализация планов ); - проверка, оценка результатов. Затем все повторяется в следующем цикле воспитательной работы.
Принципы воспитания Принципы воспитания Принципы воспитания - это общие требования, определяющие воспитательный процесс посредством : Норм ; Правил ; рекомендаций по разработке ; организации и проведению воспитательной работы. В них отражается представление о сущности воспитания, поскольку принципы формулируются на основе закономерностей педагогических процессов.
Принципы воспитания, характеризующие современное научное представление о теории и практике этого процесса. 1. Принцип связи воспитания с жизнью, социокультурной средой. Это означает, что воспитание должно строиться в соответствии с требованиями общества, перспективой его развития, отвечать его потребностям. Это находит выражение и в том, что воспитание имеет целевую направленность. Принцип требует определения целей воспитания с учетом государственных и личностных требований. Следует помнить, что в современной России целью воспитания является помощь личности во всестороннем развитии, профессиональном и жизненном самоопределении
Принципы воспитания, характеризующие современное научное представление о теории и практике этого процесса. 2. Принцип комплексности, целостности, единства всех компонентов воспитательного процесса. Он означает организацию многостороннего педагогического влияния на личность через систему целей, содержания, средств воспитания, учет всех факторов и сторон воспитательного процесса.
Принципы воспитания, характеризующие современное научное представление о теории и практике этого процесса. 3. Принцип педагогического руководства и самостоятельной деятельности, активности школьников. Это требование опирается на главный закон развития личности : человек развивается в активной самостоятельной деятельности. Поэтому воспитание состоит в организации разных видов деятельности, в которой педагог должен стимулировать активность воспитанников, их творческую свободу, сохраняя, однако, руководящие позиции.
Принципы воспитания, характеризующие современное научное представление о теории и практике этого процесса. 4. Принцип гуманизма, уважения к личности ребенка в сочетании с требовательностью к нему. Он регламентирует отношения педагогов и воспитанников и предполагает, что эти отношения строятся на доверии, взаимном уважении, авторитете учителя, сотрудничестве, любви, доброжелательности. Принцип требует от учителя умения создать благоприятный психологический климат в группе, положительный эмоциональный фон. Одновременно педагог должен помнить о приоритете воспитательных, образовательных задач и проявлять высокую требовательность к воспитанникам для достижения нужных результатов.
Принципы воспитания, характеризующие современное научное представление о теории и практике этого процесса. 5. Принцип опоры на положительное в личности ребенка. Он связан с предыдущим и требует от педагога веры в положительные результаты воспитания, в стремление ученика быть лучше, поддерживать, развивать это стремление. Для этого имеется система методов, средств воспитания, личностные качества учителя, его профессиональные умения.
Принципы воспитания, характеризующие современное научное представление о теории и практике этого процесса. 6. Принцип воспитания в коллективе и через коллектив. Один из классических принципов советской педагогики, он предполагает организацию воспитательных воздействий на личность через коллективистские отношения и деятельность. Однако его следует понимать шире, как воспитание в группе, через общение, что требует знания учителем социальной психологии и умений формировать межличностные отношения.
Принципы воспитания, характеризующие современное научное представление о теории и практике этого процесса. 7. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников. Учителя должны знать типовые возрастные особенности и индивидуальные различия школьников, изучать их доступными способами и в соответствии с ними выбирать определенные средства и методы работы с конкретными воспитанниками.
Принципы воспитания, характеризующие современное научное представление о теории и практике этого процесса. 8. Принцип единства действий и требований школы, семьи и общественности. Поскольку воспитание происходит под влиянием многих факторов, среди которых наиболее значительные - семья школьника и социальные институты, школа, педагогический коллектив должны обеспечить единые и согласованные действия всех участников воспитательного процесса.
Принципы воспитания, характеризующие современное научное представление о теории и практике этого процесса. Педагогическая наука утверждает, что все принципы воспитания тесно связаны между собой, отражают целостное представление о том, каким должно быть воспитание и как его нужно организовывать. В этом заключается научное значение принципов и их роль в практике.
Критерии эффективности воспитательного процесса Критерии эффективности воспитательного процесса Об эффективности воспитательного процесса следует судить в двух планах : результативном ; процессуальном. Результативность проявляется в уровне воспитанности учащихся, который выражается в показателях - наблюдаемых признаках поведения и сознания : умения и знания учащихся, сформированность коллективных и межличностных отношений, социальная активность, наличие нравственных норм, развитость эстетических вкусов и пр. Уровень воспитанности определяется методами диагностики.
Критерии эффективности воспитательного процесса Критерии эффективности воспитательного процесса Процессуальная оценка эффективности воспитательного процесса состоит в установлении того, насколько адекватно определены цели, содержание работы, выбраны методы, средства и формы ее, учтены психологические условия и многое другое в деятельности педагога. Для выявления этого используются методы наблюдения, беседы, педагогический анализ воспитательных дел, проводимых в школе.
Самовоспитание и перевоспитание. Самовоспитание и перевоспитание. Самовоспитание - это сознательная, целенаправленная самостоятельная деятельность, ведущая к возможно более полной реализации, развитию и совершенствованию личности. Собственная деятельность ребенка по саморазвитию является необходимым условием воспитательного процесса. Задача школьного воспитания - разбудить внутренние силы ученика и направить их на саморазвитие, руководить самовоспитанием учащихся. Для решения этих задач используются такие средства : сообщение знаний о развитии и самовоспитании ; организация коллективной и индивидуальной деятельности по самовоспитанию ; консультирование ; поощрение.
Самовоспитание и перевоспитание. Учеников надо обучать приемам и технике самовоспитания : Самоанализу ; Саморегуляции ; Самооценке ; Самоконтролю и др. Им следует знать широко известные системы аутотренинга, соединяющие в себе психологические и религиозно - философские элементы самосовершенствования. Важную роль в самовоспитании играет самосознание, формирование Я - концепции личности. Под последней понимается система представлений личности о себе, образ Я, на основе которого строится взаимодействие с другими и отношение к себе. Воспитание в школе и в семье должно служить формированию позитивной Я - концепции.
Самовоспитание и перевоспитание. Процесс воспитания включает в себя и перевоспитание, понимаемое как перестройка установок, взглядов и способов поведения, противоречащих этическим нормам и другим требованиям общества. Процесс изменения, ломки сознания и поведения очень сложен, поскольку должны изменяться стереотипы поведения, имеющие устойчивый характер.
Самовоспитание и перевоспитание. Процесс перевоспитания строится примерно по такому алгоритму : установление причин отклонения в развитии и поведении ученика ; формулирование проблем в его воспитании, определение путей и средств, влияющих на перестройку сложившихся стереотипов поведения ; активизация сознания и деятельности ребенка в учебе, досуге ; применение системы требований, поощрение, наказание, стимулирование, контроль.