Системно-деятельностный подход Шмакова Марина Борисовна, учитель информатики и ИКТ МАОУ лицея 1 им. А.С. Пушкина г. Томска
2 Основная цель российского образования 22 Новая цель образования Новые технологии Общественный договор Новые образовательные запросы семьи, общества, и государства Широкое внедрение ИКТ-технологий во все сферы жизни Проблемы России Стратегия 2020 Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России
« Великая цель образования это не знания, а действия» Г.Спенсер
Историческая справка Понятие СДП было введено в 1985 году. Такой подход является объединением системного подхода (Б.Г. Ананьев, Б.Ф.Ломов) и деятельностного,(Л.С. Выготский, Л.В. Занков., А.Р.Лурия, Д.Б. Давыдов, А.Н. Леонтьев)
Цель системно- деятельностного подхода - воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом - быть хозяином своей деятельности: ставить задачи; решать задачи; отвечать за результаты.
Основная педагогическая задача: Основная педагогическая задача: организация условий, инициирующих детское действие Основная педагогическая задача: Основная педагогическая задача: организация условий, инициирующих детское действие Системно-деятельностный подход Чему учить?Обновлениесодержанияобразования Как учить? Обновление технологий образования Ради чего учить?Ценностиобразования развитие личности учащегося на основе освоения развитие личности учащегося на основе освоения универсальных учебных действий.
СДП предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества; переход к стратегии и социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания технологий образования; разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося( включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала;
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ СДП Активные Интерактивные Исследовательские Проектные
Дидактическая модель СДП позволяет формировать: мышление через обучение деятельности; систему культурных ценностей и ее проявлений в личностных качествах; целостную картину мира, адекватную современному уровню научного знания.
технологии, используемые педагогами лицея Технология развивающего обучения (система Л.В.Занкова) Кейс-метод Технология разноуровневого обучения Коллективная система обучения (КСО) Технология решения олимпиадных задач Проектные методы обучения Технология «Дебаты» Технология модульного (блочно-модульного) обучения Лекционно-семинарско-зачетная система обучения Технология развития критического мышления Игровые методы в обучении: ролевые, деловые и другие виды обучающих игр Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа) Технология полного усвоения знаний Технология личностно-ориентированного обучения
Между обучением и психическим развитием стоит деятельность
Деятельностные шаги обучения - мотивация учебной деятельности (надо, хочу, могу), личностное осознанное отношение к учению; - актуализация знаний и пробное учебное действие; - выявление причин затруднения; - построение проекта выхода из затруднения; - реализация проекта.
Деятельностные шаги обучения - первичное закрепление (проговаривание, уточнение фронтально, в парах, группах) – УУД коммуникативные; - самостоятельная работа с проверкой по эталону (вербальное сопоставление с эталоном, рефлексия деятельности по применению нового способа действия) – УУД регулятивные; - включение в систему знаний и повторение; - рефлексия учебной деятельности ( анализ учебной деятельности учащимися, оценивание учащимися собственной деятельности, фиксация затруднений, домашнее задание).
Я слышу, и я забываю. Я вижу, и я помню. Я делаю, и я понимаю. Конфуций