Спроси себя: «Зачем я учусь?»
В.А. Сухомлинский
Мотивация ( от лат.motus – движение, поворот) – это процессы, методы, средства побуждения к активной деятельности. Под мотивами понимаются конкретные причины, заставляющие личность действовать, совершать поступки.
Мотивы учения Внешние исходящие от педагогов, родителей, класса Внутренние (истинные) имеющиеся у самого ученика
Причины спада школьной мотивации Переизбыток медийной информации Возрастные особенности Нечетко сформированное чувство будущего Пропаганда легкого образа жизни Чрезмерные нагрузки Завышенные требования Негативное отношение ученика к учителю Стиль воспитания в семье Отсутствие личной значимости предмета Низкая продуктивность учебной деятельности Непонимание цели учения Страх перед школой
Педагогический коллектив Родители Учащиеся
Внутренняя мотивация побуждает вас к действиям, потому что вы хотите учиться; сам учебный процесс доставляет вам радость; чем больше вы учитесь, тем больше удовольствия получаете и тем больше вам хочется учиться;
Страшная это опасность – безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает. В.А.Сухомлинский положительное безразличное отрицательное
Признаки положительного отношения Умение преодолевать трудности на пути достижения цели Умение отстаивать свое мнение Умение предвидеть последствия своей учебной деятельности Поиск нестандартных способов решения учебных задач Умение ставить перспективные цели Активность ученика в учебном процессе
Отрицательное отношение Неумение ставить цели, преодолевать трудности Слабая заинтересованность в успехах Бедность и узость мотивов Слабая нацеленность на оценку Отрицательное отношение к школе, учителям
Безразличное отношение Имеет те же характеристики, но подразумевает наличие способностей и возможностей при изменении ориентации достигнуть положительных результатов
Потребность во взрослости (нежелание считать себя ребенком) Стремление занять новую жизненную позицию по отношению к миру и к себе Стремление к самостоятельности Возрастание устойчивости интересов Развитие специальных способностей (музыкальных, литературных, технических)
Появление нового познавательного мотива самообразования Все виды познавательных мотивов становятся смыслообразующими Стремление к самостоятельности в более важных сферах Рождение новых мотивов - профессиональных Содержание мотивации в старшем школьном возрасте
несформированность учебной деятельности, и прежде всего, приёмов самостоятельного приобретения знаний в единичных случаях - задержки развития, аномальное развитие реже – не сложившиеся отношения с классом низкий уровень знаний
«Мотивация гораздо больше, чем способности определяет поведение, действия человека». Дж.Равен Дж.Равен «И помни, когда ты чего-нибудь хочешь, вся Вселенная будет способствовать тому, чтобы желание твое сбылось.» Паоло Коэльо Паоло Коэльо
Спасибо за внимание!