ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида 221 «Росинка» Фрунзенского района г.Саратова на учебный год
ВОЗРАСТНЫЕ И ИНЫЕ КАТЕГОРИИ ДЕТЕЙ Содержание Программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении МДОУ «Детский сад комбинированного вида 221 «Росинка» Фрунзенского района г. Саратова
Возрастные группы Возраст детей Количество групп Первая младшая группа лет 1 Средняя группа лет 1 Старшая группа лет 1 Подготовительная к школе группа лет 1 I логопедическая - старшая группа лет 1 II логопедическая - подготовительная к школе группа 6- 7 лет 1 Общая численность воспитанников: 152. Группа кратковременного пребывания сформирована на базе общеразвивающих возрастных групп с количество детей - 8. Количественный состав детей стабильный. Посещаемость высокая.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИМЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ Образовательная программа ДОУ разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учётом Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (пилотный вариант), под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (2014 г.)
ПРИМЕРНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» ПОД РЕДАКЦИЕЙ Н.ВЕРАКСА, В. ГЕРБОВА, М.ВАСИЛЬЕВА, ЯВЛЯЕТСЯ ИННОВАЦИОННЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММНЫМ ДОКУМЕНТОМ ДЛЯ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ. В программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства. Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций. В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении. Авторы Программы основывались на важнейшем дидактическом принципе развивающем обучении и научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В. В. Давыдов).Таким образом, развитие в рамках Программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и образования детей. В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка от рождения до школы.
ПАРЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ, МЕТОДИКИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ДОУ Приоритетное направление Реализуемые программы, учебно-методические пособия Физическое развитие 1) Региональный компонент - Программа Основы здорового образа жизни., под редакцией Смирновой Н.П. Методические рекомендации для дошкольных учреждений, Программа является научной, комплексной и последовательной системой обучения и воспитания здорового образа жизни, и призвана позитивно повлиять на сложившуюся в обществе систему, так как позволит сформировать ценностное отношение к здоровью. Цели регионального курса «Основы здорового образа жизни»: формирование личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения. Программа предусматривает получение детьми знаний и навыков, формирование потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилактики заболеваний, рационального питания и других способов самосовершенствования. Познавательное развитие 1) «Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников», под редакцией О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, (Программа «Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста»). Социально- коммуникативное развитие 1) Е.А. Алябьева «Воспитание культуры поведения у детей 5-7 лет» 2009 г. 2) О.В. Корчинова «Детский этикет». – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.
ПАРЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ, МЕТОДИКИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ДОУ Приоритетное направление Реализуемые программы, учебно-методические пособия Художественно -эстетическое развитие 1 ) Авторская программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет "Цветные ладошки" (формирование эстетического отношения и художественно-творческое развитие в изобразительной деятельности) представляет вариант реализации базисного содержания и специфических задач художественно-эстетического образования детей в изобразительной деятельности. Программа "Цветные ладошки" содержит систему занятий по лепке, аппликации и рисованию для всех возрастных групп ДОУ (задачи, планирование, конспекты занятий). Программа обеспечена современными наглядно-методическими и практическими пособиями. 2) Картушина М.Ю. Забавы для малышей: Театрализованные развлечения для детей 2-3 лет. – М.: ТЦ Сфера, ) Л. В. Куцакова: «Конструирование и ручной труд в детском саду: Программа и конспекты и конспекты занятий» – М.: ТЦ Сфера, ) «Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. Пособие для педагогов и родителей. Для занятий с детьми 4-7 лет» – М.: Мозаика-Синтез, ) О.П. Радынова «Музыкальные шедевры». – М., Коррекционна я работа по речевому развитию 1) « Программа обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи», под редакцией Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина. Аннотация к программе: В программе представлена система коррекционного обучения детей с общим недоразвитием речи (ОНР) у дошкольников, содержание работы по формированию звуковой стороны речи, лексико-грамматических компонентов языка, отражена специфика коррекционно-воспитательного процесса, взаимодействие в работе логопеда и воспитателя. Программа рекомендована Министерством образования Российской Федерации. 2 ) «Программа обучения детей с недоразвитием фонетико-фонематического строя» под редакцией Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина. Аннотация к программа: программе предназначается для воспитателей и логопедов дошкольных групп для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Представленный материал содержит характеристику особенностей речевого развития детей пятилетнего возраста с ФФН, методические приемы их обследования, раскрывает вопросы организации и содержания коррекционного обучения по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ В дошкольном учреждении созданы все условия для полного и гармоничного воспитания и развития детей в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. В ДОУ функционируют, следующие кабинеты оснащенные современным оборудованием : Музыкальный – физкультурный зал; Кабинеты учителя – логопеда – 2; Методический – кабинет педагога – психолога – 1; Бассейн; Участки ДОУ оборудованы современным спортивным оборудованием; На территории ДОУ оборудована спортивная площадка
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Заведующий дошкольным учреждением Цуканова Н.А. - высшее педагогическое образование, педагогический стаж работы более сорока лет. Заместитель заведующего Шеленок О.А. – высшее педагогическое образование, педагогический стаж более тридцати лет. Педагогическую деятельность осуществляют 19 педагогов, из них: 11 педагогов - с высшим профессиональным образованием; 8 педагогов со средним профессиональным образованием.; 9 педагогов имеют высшую квалификационную категорию; 7 педагогов имеют I квалификационную категорию; 2 педагога имеют II квалификационную категорию; 3 педагога подтвердили соответствие занимаемой должности.
ХАРАКТЕРИСТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ Целями и задачами взаимодействия работы с родителями педагоги ДОУ считают: возрождение традиций семейного воспитания и вовлечения семьи в образовательный процесс, Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укреплении здоровья детей.
ХАРАКТЕРИСТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ Сотрудничество воспитателей и родителей обеспечит ребенку двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную, содержательную жизнь и дома и в детском саду, поможет развитию его основных способностей, умению обращаться со сверстниками и обеспечат подготовку к школе. Главный момент в контексте «семья – дошкольное учреждение» личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. В выстраивании образовательных отношений учитывается основной принцип Конвенции ООН о правах ребенка – личностно- развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), работников ДОУ) и детей.
ХАРАКТЕРИСТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ Модель взаимодействия педагога и родителей. 1 этап – ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЙ Педагоги: Сбор информации (первое общение; беседа, наблюдение; анализ полученных результатов, анализ типа семей). Родители: Сбор информации (знакомство с детским садом (адаптация). 2 этап – ОБЩЕПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ Педагоги: Наглядная агитация ( стенды, консультации, родительская газета, информационные проспекты) Родители: Встреча со специалистами. Просмотр открытых мероприятий. 3 этап – ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА Педагоги: Знакомство с опытом семейного воспитания, традициями, фотовыставки, творческая мастерская. Выбор содержания, форм с семьей ребенка. Родители: Получение консультативной индивидуальной помощи. 4 этап – ИНТЕГРАТИВНЫЙ Педагоги: Современные мероприятия (досуги, праздники, круглые столы, «Дни здоровья», «День матери», конкурсы, выставки, тренинги, семинары). Родители: Совместное обсуждение проблем, участие в совместных делах, деловые игры, совместные проекты.
ТРАДИЦИОННЫЕ СОБЫТИЯ, ПРАЗДНИКИ, ТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ДОУ «День города» «День пожилого человека» Праздник «Золотой осени» «Новогодний бал» «День Здоровья» «Встреча старых и новых друзей» «Масленица» «День смеха» «Дени Земли» «Минута славы» «День Победы» Выпускной бал День защиты детей Конкурс рисунков на асфальте «Пусть всегда будет солнце!» Летние олимпийские игры