LOGO
LOGO Охарактеризовать психолого-педагогические основы воспитания нравственно-волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста 1 Выявить характерные особенности воспитания нравственно- волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста в современной семье 2 Провести социологическое исследование ценностных ориентаций современной молодёжи 3
LOGO Дошкольное детство - важный этап становления морального облика ребенка. Именно в эти годы закладываются основы нравственности, формируются первые моральные представления, чувства, привычки, отношения, определяющие дальнейшее нравственное развитие личности, на что указывали выдающиеся представители педагогики прошлого (К.Д.Ушинский, Н.К.Крупская, А.С.Макаренко и др.).
LOGO От того, как будет воспитан в нравственном отношении дошкольник, какую повседневную практику общения с окружающими людьми он будет иметь, во многом зависит его поведение в школе, а также его деятельность и в более отдаленном будущем, когда он станет взрослым человеком, полноценным членом нашего общества.
LOGO Традиционно главным институтом воспитания является семья. Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребёнку социально- исторического опыта, и прежде всего опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребёнка.
LOGO То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей своей последующей жизни. Влияние семьи отличается особой продолжительностью во времени, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В семье закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.
LOGO Родители постоянно задумываются о том, как лучше определить для самих себя цели работы по воспитанию своего ребёнка. Цель и мотив воспитания ребёнка – счастливая и полноценная жизнь этого ребёнка. На создание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание.
LOGO самостоятельность ответственность дисциплинированность и послушание сдержанность, организованность принципиальность честность и правдивость инициативность смелость скромность
LOGO Неотреагированные чувства и переживания Непонимание своеобразия личностного развития детей Аффективность Неосознанная проекция личностных проблем на детей Непринятие детей Тревожность в отношениях с детьми Непоследовательность суждений Несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям и потребностям детей Доминантность и гиперсоциальность Неспособность стабилизировать кризисные ситуации Негибкость родителей в отношениях с детьми Недоверие к возможностям детей Родители не могут установить ровных, доверительных и эмоционально-теплых, непосредственных отношений с детьми Непоследовательность в обращении с детьми Недостаточная отзывчивость -Несогласованность отношений между родителями Противоречивость в отношениях с детьми
LOGO Нами были использованы такие методы как метод выбора, беседы с родителями, анкетирование родителей Мы составили список из 15 качеств и предложили выбрать из них те, которые на их взгляд можно назвать нравственно-волевыми. В список вошли такие качества дисциплинированностьсмелость ответственностьсамостоятельность инициативностьдоброжелательность скромностьупрямство любознательностьнастойчивость принципиальностьсдержанность отзывчивостьорганизованность импульсивностьнепосредственность
LOGO Всего было опрошено 42 родителя с детьми старшего дошкольного возраста. Результаты показали следующее: все родители отнесли к нравственно- волевым качествам личности такие качества как дисциплинированность, смелость, настойчивость и сдержанность, но никто не выделил принципиальность, самостоятельность и скромность. Также никто из родителей не отнес к нравственно-волевым качествам любознательность и импульсивность. А вот отзывчивость и доброжелательность 13 родителей выбрали в качестве нравственно-волевых, хотя это гуманные качества личности. В отношении других качеств мнения родителей разделились следующим образом:
LOGO вопроса Вопрос 1 Нужно ли целенаправленно воспитывать в ребенке нравственно-волевые качества? 2 Какие именно нравственно-волевые качества Вы стремитесь воспитать в своих детях: -Дисциплинированность -Ответственность -Смелость -Скромность -Инициативность -Настойчивость -Принципиальность -Сдержанность -Организованность ? 3 Какое значение имеет нравственно-волевое воспитание детей? 4 Какие методы воспитания нравственно-волевых качеств Вы применяете? 5 Применяете ли к Вы к ребенку в семье наказания в целях формирования его воли? 6 Принимают участие в нравственно-волевом воспитании другие члены семьи? 7 С какого возраста, с Вашей точки зрения, необходимо воспитывать нравственно- волевые качества?
LOGO 1. Анкетирование и беседы показали, что родителей в большей степени волнуют вопросы формирования дисциплинированности и послушания в детях. Основным мотивом воспитания в детях нравственно-волевых качеств выступает их подготовка к школе. 2. У родителей нет полных представлений о сущности и методах воспитания нравственно-волевых качеств в детях. 3. В воспитании опрошенные родители использую в основном словесные методы: объяснение, инструкции, запреты, ограничения. При этом акцент ставится на когнитивную сторону, в ущерб эмоциональной и практической. 4. Использование художественной литературы и анализ мультфильмов с детьми, а также применение возможностей трудовой деятельности в семьях ограничены из-за отсутствия у родителей времени, а также знаний. 5. В целом родители настроены на получение педагогической помощи от воспитателей, но предпочитают дистанционные формы. Основными источниками информации также являются Интернет-источники.
LOGO