«Сотрудничество семьи и школы в вопросах формировании у младших школьников качеств будущего семьянина» (из опыта работы) Урусова Юлия Сергеевна учитель начальных классов МБОУ СОШ пос. Озерки МО «Гвардейский район»
В своей семье любой велик, И каждый к этому привык. Здесь почитают не за знанья, Здесь окружают пониманием. Пусть даже ты не преуспел, В глазах родных – ты все сумел, Ты сделал все, что только мог, Здесь не услышишь ты упрек.
Взаимоотношения всех участников учебно- воспитательного процесса, положительные жизненные примеры и духовные ценности, способствуют становлению личности и формируют качества будущего семьянина.
В формировании личности ребенка должны участвовать обе стороны – школа и семья, при полном взаимопонимании и взаимопомощи друг другу.
В настоящее время семейное воспитание находится в стадии кризиса. Причинами кризиса современной семьи и семейного воспитания является рекламирование СМИ образцов низкопробной культуры, разгул бескультурья, распущенности, эгоизма и насилия; материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о милосердии, великодушии, доброте, справедливости, патриотизме, гражданственности.
При построении взаимодействия семьи и школы должны учитывать определенные проблемы: воспитание в семье одного ребенка, специфика влияния неполной семьи на ребенка; дефицит общения родителей с детьми в связи с большой занятостью родителей. Работа педагогов школ с родителями осуществляется по направлениям: со всем родительским коллективом группой индивидуально Взаимодействие школы и семьи в воспитании необходимо, поскольку родители хотят видеть своих детей достойными гражданами нашего общества. Без помощи семьи школа не может обеспечить высоких результатов воспитания.
Программа духовно-нравственного воспитания в начальных классах «Я и окружающий меня мир» Цель программы: формирование у детей норм нравственного поведения, развитие их личностных качеств, обогащение личности младшего школьника нравственными представлениями и понятиями..
Открытие пути ребенку к собственному «Я». Стимулирование интеллектуальной, духовной деятельности учащихся. Знакомство детей с принципом уважения человеческого достоинства всех без исключения людей. Понимание принципа взаимозависимости как основы совместных действий. Детей следует приучить к совместному решению проблем и разделению труда при выполнении заданий, чтобы наглядно показать, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество. Формирование у младших школьников качеств будущего семьянина.
Раскрытие нравственной стороны познания окружающего мира, его богатства, красоты и разнообразия. Чтение художественной литературы по духовно- нравственной теме. Этические беседы, совместные экскурсии, часы общения, творческие работы, проекты, выставки, семейные чтения, семейные посиделки. Праздник Осени, День матери. Конкурс поделок из природного материала, кормушек. Проводятся беседы на тему «Семейные традиции», внеклассные мероприятия «Как организовать семейный праздник»
В нашей школе традиционно проходят школьные конференции. Ученики моего класса активно принимаю в ней участие. В своей работе использую проектный метод. При выполнении проектов «Моя семья», «Профессии моей семьи» происходит тесное сотрудничество родителей и школы.
Это моя семья: мама, папа, брат и Я!!!
Приятно встретиться с любимыми героями сказок, выполнить задания и получить сладкий приз. Вместе с родителями мы совершаем выезды на природу, где проводим конкурсы, ищем клад, играем в различные игры, просто танцуем….
Классные часы по профилактике вредных привычек. «О вреде курения», «Влияние алкоголя на детский организм». На примере семьи, средствами художественно-эстетического цикла воспитывать нравственную личность, стремящуюся к правде, добру, красоте внутренней и внешней. Совместные прогулки, кроссы, спортивные соревнования, праздники, беседы- практикумы, походы, эстафеты, турниры, встречи и пр. «День Здоровья», «Мама, папа, я - спортивная семья», «А ну-ка, мальчики!».
Формирование ценности знания, ориентированного на идею педагогики сотрудничества; воспитание положительного отношения к труду как важной ценности, развитие потребности в творческом труде; формирование единства знания и духовности направленного на благо человека, Отечества. организация самообслуживания, трудовые десанты, беседы, экскурсии, праздники, ролевые и деловые игры, слёты, встречи с интересными людьми, выставки, конкурсы и т.д. Классные часы: «Береги минуту», «Тысячи профессий», «Умственный и физический труд», «Необходимость труда».
Воспитание любви к родному краю, уважения к защитникам Отечества. Развитие чувства патриотизма. Развитие личности гражданина, защитника Отечества, ответственного отношения к семье, к людям. Поддержка стремления семьи к духовному росту, к высшим духовным ценностям, реализующимся в служении ближним, обществу, Отечеству. «Школа и ее правила». «Правила для учащихся». «Права ребенка». Стихи о Родине. Флаг, герб, гимн – символы страны и родного края. Живи и помни. Вахта памяти.