Семья как социокультурная среда развития ребенка
«Каждая семья настолько дурна или хороша, насколько дурно или хорошо создавали ее общество. Созданная самим обществом, она в свою очередь воспитывает для него членов, и в этом заколдованном круге вращается воспитание» Н.Ф. Шелгунов
Среда и ее роль в формировании личности
Макросреда и макрофакторы. Космос, планеты, эпоха, уровень научно технического прогресса, демографическая ситуация; Государство: социально-экономическая система общественная психология общественное сознание (идеология, политика, политическая и правовая культура, мораль, религия, искусство, наука)
Мезосреда и мезофакторы. природно-географические условия национально-культурные традициии религиозные нормы местожительство социальная группа культурно-образовательная среда средства массовой коммуникации.
Микросреда и микрофакторы Непосредственное окружение человека: Семья т рудовые у чебные д ругие коллективы и группы, друзья м атериально-бытовые условия.
ребенок Микросреда Мезосреда Макросреда
Семья – основанная на браке или родстве малая социальная группа, в современной жизнедеятельности которой реализуются следующие функции:
Функции современной семьи: репродуктивная - рождение детей; хозяйственно-экономическая; воспитательная; нравственно-психологического обеспечения; коммуникативная; рекреативная (организация досуга)
Специфика формирующего влияния семьи. Характер и интенсивность семейного влияния изменяются в различные периоды жизни человека. Дифференцированно семья влияет на детей разного пола. Реализация воспитательной функции семьи обусловлена национальной спецификой, социокультурными традициями и присущими данному сообществу нормами.
Факторы обеспечивающие особую роль семьи в социализации личности. Непрерывность, устойчивость, систематичность формирующих воздействий. Воспитательные отношения в семье основаны на чувствах родства, любви, доверии, взаимной естественности. Общение и взаимодействие в семье людей разного возраста, разной области интересов и деятельности. Взаимная направленность формирующих воздействий. Благоприятная возможность учета индивидуальных особенностей, психического состояния, потребностей и интересов. Преимущественно эмоциональный характер семейных отношений, семейного влияния.
«Ничто не действует в малых душах детских сильнее всеобщей власти примера, а между всеми другими примерами ничей другой в них не впечатлевается глубже и тверже примера родителей!» Н.И. Новиков