Внедрение инновационных педагогических технологий в воспитательную работу Зам. директора по УВР Ширяева Г.В.
«Нетрадиционные формы работы с родителями»
Задача, стоящая перед преподавателем, мастером производственного обучения, классным руководителем – всеми доступными средствами достичь взаимодействия и согласия с родителями в воспитании личности.
Психолого-педагогические правила взаимодействия и способы установления контактов с семьей 1. В основе работы учебного заведения с семьей есть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. 2. Доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение их педагогической культуры и активности в воспитании. 3. Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи. 4. Жизнеутверждающий, мажорный настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества учащихся, на сильные стороны семейного воспитания, ориентация на успешное развитие личности.
Нетрадиционные формы работы с родителями Тематические консультации Тренинги Ринги Индивидуальные собеседования Устный журнал
Тематические консультации В ходе тематической консультации родители получают рекомендации по проблеме, которая их волнует. В каждой группе есть учащиеся и семьи, которые переживают одну и ту же проблему, испытывают похожие затруднения, как личностного плана, так и учебного. Порой эти проблемы носят столь конфиденциальный характер, что их возможно решать лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет. В этом случае понимание проблемы друг друга будет направлено на ее совместное решение. Помочь найти оптимальный вариант решения проблемы могут специалисты: социальный педагог, психолог, представитель правоохранительных органов, которые приглашаются для участия в тематической консультации. Некоторые темы консультаций для родителей: 1. Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании. 2. Тревожность подростков. К чему это может привести? 3. Застенчивый подросток. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления. 4. Грубость и непонимание в семье.
Родительские тренинги Родительский тренинг – это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя ждать. Тренинг проводится с группой, состоящей из 5-8 родителей. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут в них активно участвовать и регулярно их посещать. Родительский тренинг проводится психологом училища, который дает возможность родителям на время ощутить себя подростком, пережить эмоционально еще раз впечатления. С большим интересом родители выполняют такие тренинговые задания, как «детские гримасы», «воспоминания детства».
Родительские ринги одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступает психолог или социальный педагог, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной их трактовке. И традиционные, и нетрадиционные методы, формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся ставят одну общую цель – сделать счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь.
Индивидуальные собеседования Собеседования с родителями проводятся по мере надобности (в течении недели, во время каникул, один раз в год). Родители заранее оповещаются о времени собеседования. Классный руководитель, мастер производственного обучения, социальный педагог, психолог тщательно готовится к собеседованию: собирает данные об учащемся, проводит тесты, анкеты. На собеседование приходят родители или родитель с учащимся. В течение запланированного времени классный руководитель, мастер п/о, преподаватель беседует с родителями, с учащимся. В собеседовании главная роль отводится родителю, классный руководитель же фиксирует его предложения, замечания. По итогам собеседования классный руководитель составляет план работы с учащимся.
Устный журнал. Устный журнал – форма активного обмена опытом семейного воспитания. Обычно проведение устного журнала берут на себя сами родители, определенная семья, инициативная группа. Основная цель устного журнала – просветительская: рассказать о собственном опыте воспитания.
Разнообразная работа учебного заведения с семьей учащегося требует от педагогов определенных навыков и умений: хорошо видеть перспективу развития каждого учащегося и помочь семье наметить пути ее осуществления; хорошо видеть перспективу развития каждого учащегося и помочь семье наметить пути ее осуществления; установить добрые взаимоотношения с семьей учащегося, уметь поддерживать деловые контакты с родителями с учетом их возраста и индивидуальных различий; установить добрые взаимоотношения с семьей учащегося, уметь поддерживать деловые контакты с родителями с учетом их возраста и индивидуальных различий; с учетом конкретных условий жизни каждой семьи, помочь родителям выбрать правильные пути и средства для достижения поставленной цели. с учетом конкретных условий жизни каждой семьи, помочь родителям выбрать правильные пути и средства для достижения поставленной цели.