«Психологический климат в семье как основа формирования личности ребёнка»
Работу выполнила Москаленко Виктория, ученица 9 «Б» класса МОУСОШ 2 Руководитель- Зорина Наталья Ивановна
Едва ли можно представить себе человека, который не хотел бы жить и воспитываться в семье. Семья это короткое и в тоже время великое слово! Актуальность темы:
Цель: Выяснить, какую роль играет психологический климат семьи в формировании личности ребёнка?
Провести анализ литературы по выбранной теме. Изучить признаки, стили и факторы семейных отношений, имеющие немало важное значение для формирования личности ребёнка. Провести социологический опрос и анкетирование среди родителей и их детей. Задачи:
Анкетирование Тестирование Диагностика Методы исследования
Воспитывать - не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а прежде всего самому жить по-человечески. Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, тот должен начать вопитание с самого себя. /А. Н. Острогорский, / Психологический климат -Качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности. -Синоним- Психологическая атмосфера -Синоним- Микроклимат
Важнейшие признаки благоприятного психологического климата в семье: Доверие Высокая требовательность членов семьи друг к другу Доброжелательная и деловая критика Свободное выражение собственного мнения Высокая степень эмоциональной включённости и взаимопомощи Ответственность за состояние дел в семье
Положительные взаимоотношения характеризуются устойчивым эмоциональным контактом между детьми и родителями, почти полным отсутствием конфликтов; Амбивалентный тип взаимоотношений отличается противоречивостью, непоследовательностью, чередованием близких контактов с отчужденностью и конфликтами; Отрицательные взаимоотношения связаны с частыми и острыми конфликтами, приводящими к полному нарушению эмоционального контакта между родителями и детьми.
Стили семейных взаимоотношений, которые ведут к неправильному формированию личности: дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемейных отношений, когда не выработаны единый подход, общие требования к ребенку; конфликтный стиль воспитательных влияний, часто доминирующий в неполных семьях, в ситуациях развода, длительного раздельного проживания детей и родителей; асоциальный стиль отношений в дезорганизованной семье, для нее характерны систематическое употребление алкоголя, наркотиков, проявление немотивированной «семейной жестокости» и насилия.
Факторы, воздействующие на характер взаимоотношений между детьми и родителями: особенности личности ребенка;особенности личности родителя;нравственно-эмоциональная атмосфера в семье; применяемые родителями и другими взрослыми средства воспитательного воздействия.
Наиболее типичные способы воспитательного воздействия родителей на детей. (В опросе участвовали 115 детей и 89 родителей)
Детям Родителям Родительскую любовь Любовь Материальное обеспечение Помощь Образование Спокойствие Заботу, ласку Единую цель Дом Поддержку Заботу Что для Вас значит семья?
Помните! Если ребёнка высмеивают - он становится замкнутым. Если ребёнок живёт во вражде - он учится быть агрессивным. Если ребёнка постоянно критикуют - он учится ненавидеть. Если ребёнок растёт в упрёках - он учится жить с чувством вины. Ребёнку необходимо: 5 объятий - для выживания 10 объятий- для поддержки 15 объятий- для для роста и развития Дети нуждаются в нашей любви!
Качество детско-родительских отношений зависит от многих факторов и оказывает значительное влияние не только на психическое развитие ребенка, но и на его поведение, установки в общении, на формирование его как личности. Следовательно, психологический климат семьи есть нечто иное, как относительно устойчивый эмоциональный настрой, который является результатом настроения членов семьи, их душевных переживаний, отношения друг к другу, к другим, к окружающим событиям. Вывод
Боголюбов Н.Л. Введение в Обществознание: Учебное пособие для 8-9 кл. Общеобразовательных школ, Просвещение, Гуревич П.С. «Человек», учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений, Ковалёв С.В. «Психология современной семьи», Просвещение, Спиваковская А.С. «Как быть родителями», Дрофа, 2006 Список литературы:
Спасибо за внимание!