Психологический климат семьи и его влияние на эмоциональное состояние ребёнка подготовила п педагог-психолог Ш Шанскова Е.Ю.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
« Психологический климат в семье как основа формирования личности ребенка» 1.
Advertisements

« Психологический климат в семье как основа формирования личности ребенка » 1.
Учитель Якимова Т.В. МАОУ СОШ 1 п.Забайкальск. Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребенка.
« Психологический климат в семье как основа формирования личности ребенка» ( родительское собрание) Ростовская обл.г.Донецк МОУ СОШ 3 педагог-психолог.
«Психологический климат в семье как основа формирования личности ребёнка»
Психологический климат в семье как основа формирования личности ребёнка.
1.Есть ли у вашего ребенка детская комната? Да - 5 Нет Уделяете ли вы внимание ребенку каждый день? Да - 5 Нет Терпеливы ли вы, когда он.
«Богатство духовной жизни начинается там, где благородная мысль и моральное чувство, сливаясь воедино, живут в высоконравственном поступке» В.А. Сухомлинский.
«СЕМЬЯ – малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными узами, общностью быта, взаимной моральной и материальной ответственностью»
Работа с подростками по формированию антинаркотического иммунитета.
Отсутствие интереса к предмету Проблемы со здоровьем. Ребенок не справляется с учебной нагрузкой Взаимоотношения в семье.
Стили родительского общения с младшими школьниками Педагог – психолог Трухнина Г.В.
Групп- па семей Под-группаХарактеристика профиля родительского отношения Благо- прият- ные Понима- ющие Хорошо знают своего ребенка, реально оценивают.
Десять заповедей для родителей. Автор педагог – психолог Посессор М.А. ЦО 1436.
Проблема девиантного поведения школьников и его предупреждение 900igr.net.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ. Поможем детям учиться 1. Будите ребенка спокойно; проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте.
10 заповедей родителям. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
«Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества» (Феликс Адлер)
10 заповедей для родителей. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
ГБОУ СОШ 709 ПЕДАГОГ- ПСИХОЛОГ ТАРАНЕНКО ИРИНА МИХАЙЛОВНА Почетное звание «Родители первоклассника»
Транксрипт:

Психологический климат семьи и его влияние на эмоциональное состояние ребёнка подготовила п педагог-психолог Ш Шанскова Е.Ю.

Психологический климат ( от греч. klima-наклон) Качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности. Синоним- Психологическая атмосфера Синоним- Микроклимат

Важнейшие признаки благоприятного психологического климата в семье: Сплочённость Доверие Высокая требовательность членов семьи друг к другу Доброжелательная и деловая критика Свободное выражение собственного мнения Высокая степень эмоциональной включённости и взаимопомощи Ответственность за состояние дел в семье Чувство защищенности и эмоциональной удовлетворенности в семье

Важный показатель благоприятного семейного психологического климата: стремление к общему решению семейных проблем проведение досуга и одновременная открытость семьи широкие контакты семьи

Признаки неблагоприятного психологического климата в семье: напряженность и/или конфликтность межличностных отношений члены семьи отрицательно относятся один к одному членам семьи присуще чувство незащищенности, эмоционального дискомфорта от пребывания в семье

Типы семейного взаимодействия: положительные взаимоотношения характеризуются устойчивым эмоциональным контактом между детьми и родителями, почти полным отсутствием конфликтов; амбивалентный тип взаимоотношений отличается противоречивостью, непоследовательностью, чередованием близких контактов с отчужденностью и конфликтами; отрицательные взаимоотношения связаны с частыми и острыми конфликтами, приводящими к полному нарушению эмоционального контакта между родителями и детьми.

Факторы, воздействующие на характер взаимоотношений между детьми и родителями: особенности личности родителя (экстраверсивные- интровертивные, уверенные - неуверенные, тревожные и др.) и формы его поведения (эмоциональное включение или отвержение ребенка, адекватное или неадекватное отражение ситуации и др.); особенности личности ребенка (тревожность, неуверенность, коммуникативные трудности и др.) и формы его поведения (адекватное - неадекватное отражение ситуации и др.); психолого-педагогическая компетентность и уровень образования родителей; нравственно-эмоциональная атмосфера в семье; применяемые родителями и другими взрослыми средства воспитательного воздействия; степень включенности ребенка в жизнедеятельность и проблемы семьи; учет актуальных потребностей ребенка и степени их удовлетворения в семье.

Стили семейных взаимоотношений, которые ведут к неправильному формированию личности: дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемейных отношений, когда не выработаны единый подход, общие требования к ребенку; конфликтный стиль воспитательных влияний, часто доминирующий в неполных семьях, в ситуациях развода, длительного раздельного проживания детей и родителей; асоциальный стиль отношений в дезорганизованной семье, для нее характерны систематическое употребление алкоголя, наркотиков, проявление немотивированной «семейной жестокости» и насилия.

Наиболее типичные способы воспитательного воздействия родителей на детей Качество детско-родительских отношений зависит от многих факторов и оказывает значительное влияние не только на психическое развитие ребенка, но и на его поведение, установки в общении, на формировании его как личности

Типичные профили родительского отношения: Группа семей Подгруппа Характеристика профиля родительского отношения Благоприятные Понимающие Хорошо знают своего ребенка, реально оценивают его и его поступки, адекватно и гибко реагируют на различные ситуации, способны встать на позицию ребенка, принять его точку зрения, диалогичны, понимают и принимают ребенка, каков он есть, часто говорят о ребенке, переживают вместе с ним, способны защищать его в любых ситуациях Покровительствующие Хорошо знают своего ребенка, реально оценивают его и его поступки, адекватно реагируют на них. Однако в общении с ребенком занимают позицию старшего, не принимают диалог, считают свою точку зрения единственно правильной. Безразличные Мало знают своего ребенка и не стремятся узнать больше, чаще заботятся о внешних результатах и фактах, нежели о причинах и переживаниях. Эмоциональное отношение к ребенку у них выражено слабо, часто такие родители заняты решением своих проблем. Однако их дети хорошо одеты, ухожены и научены поведению, требуемому в обществе

Типичные профили родительского отношения: Группа семейподгруппа Характеристика профиля родительского отношения Неблагоприятные ПодавляющиеОтличаются наибольшей степенью эмоционального отвержения ребенка, большим количеством запретов, приказов. Родители уверены, что хорошо знают ребенка, но обычно не могут предсказать его поведение в различных ситуациях. Отношения отличаются напряженностью и носят синусоидальный характер Тревожные Родители этой группы отличаются повышенной тревожностью, неуверенностью, в реальности они неплохо знают своих детей, но не уверены в правильности своего поведения и поэтому порой жестоки к ребенку. Отношения характеризуются неустойчивостью. Отстраненные Родительская позиция крайне непостоянна, полное отсутствие диалогичности в отношениях с ребенком, повышенные ожидания и требования на фоне значительной ориентации на ребенка и большой привязанности к нему Отвергающие Родители этой группы отстранены от ребенка, не желают вникать в его проблемы, уделять ему внимание, замечать изменения. Эмоциональное отношение выражено не ярко, преобладает элемент отвержения. Сфера чувств и переживаний ребенка закрыты для них, они плохо знают своих детей, при этом их представления о ребенке достаточно адекватны

Типы неблагополучных семей: «Семья - санаторий». Мелочная опека, жесткий контроль и чрезмерная защита от мнимых опасностей. В результате - чрезмерные перегрузки нервной системы ребенка, при которых возникают нервные срывы, формируются эмоциональные особенности по типу повышенной чувствительности, раздражительности. При повышенном контроле и опеке у детей усиливаются реакции протеста, повышается агрессивность и появляется желание решительного изменения ситуации. «Семья - крепость». Родители стараются поступать подчеркнуто правильно, излишне принципиально. Это ведет к повышенной неуверенности ребенка в себе, безынициативности. Во многих случаях фиксируется концентрация внимания ребенка на собственных внутренних переживаниях, что приводит к его психологической изоляции, вызывает трудности общения со сверстниками. «Семья - крепость» обычно приводит ребенка к постоянному внутриличностному конфликту, следовательно, к перенапряжению нервной системы и повышенному риску невротических заболеваний. «Семья - третий лишний». В такой семье эмоционально преувеличенно значимыми являются супружеские отношения, а ребенку родители склонны внушать чувство неполноценности, фиксируя внимание на недостатках и несовершенствах, что опять же порождает у ребенка чувство неуверенности в себе, безынициативность, мучительные переживания собственной неполноценности при усиленной зависимости, подчиненности, родителям. У таких детей часто возникают опасения за жизнь и здоровье родителей, они с трудом переносят разлуку с ними и с трудом находят контакт с окружающими.

Структура причин семейных конфликтных ситуаций: Причины конфликтов: Употребление алкоголя Материальные затруднения Неудовлетворительные жилищные условия Вспыльчивый характер супругов Проблемы с воспитанием детей Невыполнение супругом работы по домашнему хозяйству Конфликты с родственниками

Полезная ссора Если возникли серьезные разногласия, значит прежние отношения не устраивают, и они нуждаются в корректировке. И это хорошо! Для ссоры нужно выбрать место и время. Нельзя ссориться в присутствии детей, родственников, когда ожидаете гостей или собираетесь на работу. Ссора должна происходить по поводу конкретного события. Нужно сообщить супругу, что именно вас не устраивает в прежних отношениях. Прежде, чем начинать выяснять отношения, начинающий ссору должен четко знать, чего он хочет с её помощью добиться. Целью ссоры является не поражение противника, а совместное решение проблемы. Ссора предполагает соблюдение правил честной игры: Говори то, что чувствуешь. Признай свои ошибки. Найди в другом что-нибудь хорошее.

Когда ссора приводит к конфликту Нарушение правил честной игры "Удар ниже пояса" - аргументы не должны задевать больные места партнера (высмеивать физические недостатки и т.п.) "Удар кирпичом по голове" - припоминание старых обид Выпады против лиц или предметов, которые дороги " - ("твоя мать", "твои книги" и т.п.) Неопределенные обобщения - "ты всегда", "ты никогда» Неприемлемые средства - угрозы, физическая сила, оскорбления, ломание предметов, унижение, шантаж и т.п.

Принципы бесконфликтных отношений в семье Не ворчите. Сварливость убивает сначала любовь, потом брак. Не старайтесь перевоспитать своего супруга (супругу). Не критикуйте друг друга. Искренне восхищайтесь достоинствами. Уделяйте постоянное внимание друг другу. Будьте всегда вежливыми. Помните, что в любом конфликте виноваты двое. Не затягивайте конфликт, учитесь забывать о нем. Супружество есть процесс развития обоих супругов

Пять качеств родителя, необходимые в общении с ребенком: Терпение. Это самая большая добродетель, какая только может быть у родителя. Умение объяснять. Объясните ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте кратким. Неторопливость. Не спешите наказывать ребенка, разберитесь в причинах поступка. Щедрость. Похвалите ребенка за хорошее поведение, пробуждайте желание еще раз услышать вашу похвалу. Оптимизм. Воспитывайте уверенность в ребенке, поддерживайте в неудачах - он будет чувствовать себя личностью.

Тест Какой вы родитель? Есть ли у вашего ребенка детская комната? Да - 5 Нет Уделяете ли вы внимание ребенку каждый день? Да - 5 Нет Терпеливы ли вы, когда он капризничает, плохо ест? Всегда - 5 Иногда - 3. Никогда Умеете ли вы прощать своему ребенку шалости? Да - 5 Иногда - 3. Никогда Пользуетесь ли вы телесными наказаниями? Да, часто - 1 Иногда - 3. Принципиально нет Хотели ли бы вы, чтобы ваш ребенок во всем с вами делился? Да - 5 Иногда - 3. Не хочу Ваш ребенок послушен? Всегда - 5 Иногда - 3. Нет Если вы что-то запрещаете ребенку, объясняете ему причину запрета? Да, всегда - 5 Иногда - 3. Нет Требуете ли вы от своего ребенка выполнения всех обязанностей, которые, вы считаете, он должен выполнять? Всегда - 5 Иногда - 1. Нет Следите ли вы за специальной педагогической литературой? Да - 5 Иногда - 3. Нет - 1.

Результаты тестирования От 10 до 23 баллов Вероятно вы неверно воспитываете своих детей. И чем меньше вы набрали очков, тем в большей степени это проявляется. Если вы в ближайшее время коренным образом не измените методы своего воспитания, вполне может случиться, что ваш ребенок огорчит, будет постоянно огорчать вас или замкнется в себе. От 24 до 37 баллов Ваши взгляды на воспитание в основном правильны. Тем не менее, вам, вероятно, необходимо постоянно проявлять заботу о ребенке. В противном случае у вас в конце концов возникнут проблемы в отношении с вашим детьми. От 38 до 50 баллов Вы заслуживаете большой благодарности, признания как способный воспитатель. У вас достаточно терпения, упорства и любви к ребенку. А это так важно!

Помните! Если ребёнка высмеивают - он становится замкнутым. Если ребёнок живёт во вражде - он учится быть агрессивным. Если ребёнка постоянно критикуют - он учится ненавидеть. Если ребёнок растёт в упрёках - он учится жить с чувством вины. Ребёнку необходимо: 5 объятий - для выживания 10 объятий - для поддержки 15 объятий - для роста и развития Дети нуждаются в нашей любви! Качество детско-родительских отношений зависит от многих факторов и оказывает значительное влияние не только на психическое развитие ребенка, но и на его поведение, установки в общении, на формировании его как личности

- Обращайте внимание на все изменения настроения вашего ребёнка. Ведь дети могут считать себя и своё поведение причиной семейных проблем - Дайте возможность детям свободно выражать свои эмоции -Позаботьтесь о том, чтобы смеха, приятных слов, ласк в вашей семье было больше Дети живут настоящим моментом:радуются элементарным вещам, быстрее взрослых забывают неприятности У родителей - оптимистов дети редко жалуются на плохое настроение. У них почти никогда не бывает депрессии ! - Обращайте внимание на все изменения настроения вашего ребёнка. Ведь дети могут считать себя и своё поведение причиной семейных проблем - Дайте возможность детям свободно выражать свои эмоции -Позаботьтесь о том, чтобы смеха, приятных слов, ласк в вашей семье было больше Дети живут настоящим моментом:радуются элементарным вещам, быстрее взрослых забывают неприятности У родителей - оптимистов дети редко жалуются на плохое настроение. У них почти никогда не бывает депрессии !

–Ребёнок должен чувствовать, что он любим –Исключите из общения окрики, грубые интонации –Создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения

10 заповедей для родителей Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот - третьему, и это необратимый закон благодарности. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет. Не относись к его проблемам с высока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта. Не унижай! Не забывай, что самые важные встречи человека – это его встречи с детьми. Обращай большое внимания на них – мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке. Не мучай себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь – но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все. Ребенок – это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наше», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему. Люби своего ребенка любым - неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним – радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.

Спасибо за внимание! Успехов Вам!