1 Духовно-нравственное воспитание в семье и школе Общешкольное родительское собрание МБОУ СОШ января 2014 г
2 «Наши дети- это наша старость, плохое воспитание- это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед страной» А.С. Макаренко « Ребёнок- зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца» В.А. Сухомлинский
3 Воспитание духовной личности - это социальная потребность жить и действовать «для других». С категорией духовности соотносится потребность познания мира, себя, смысла и назначения своей жизни.
4 Воспитание нравственной личности - это формирование долга, ответственности, гуманности, патриотизма, справедливости, чести, благородства в отношении человека к обществу, Родине,окружающим людям и самому себе.
5 Цель духовно- нравственного развития и воспитания Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
6 Содержание духовно-нравственного развития и воспитания Основным содержанием духовно-нравственного развития и воспитания являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях народа, передаваемые от поколения к поколению. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
7 Базовые национальные ценности: Патриотизм; Социальная солидарность; Гражданственность; Семья; Труд и творчество; Наука; Религия; Искусство и литература; Природа; Человечество. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
8 В чем причины духовно-нравственного упадка в обществе? Нарушены устои семьи: иерархия семейных взаимоотношений; традиционный уклад семейной жизни; традиционные отношения послушания, почитания, уважения родителей; родовые и семейные связи между поколениями.
9 Данные независимого исследования «Семья и общество» ( НИИ Семьи и воспитания 2013 г) Проблемы, типичные для семьи в воспитании детей % Ограниченность совместного времяпрепровождения родителей и детей 87,2% Значительные различия во взглядах на жизнь членов семьи 55,4% Недостаточное знание членами семьи друг друга 53% Отсутствие возможностей контролировать поведение детей 53,3% Отсутствие взаимопонимания с детьми 45,7%
10 Современный уклад жизни (работа, успехи в профессиональной области, стремление к материальному благополучию) приводит к недостатку физических и душевных сил у родителей в процессе воспитания ребенка, что провоцирует разрушение традиционных семейных связей.
11 Результаты анкетирования учащихся 5 класс (27) вопросы Данет 1Интересуются ли родители твоими школьными делами? 270 2Помогают ли родители тебе в учёбе? 251 3Проводите ли вы выходные вместе с семьёй? 224 4Принимают ли твои родители участие в делах класса, школы? 224 5Как та считаешь, сможет ли твоя семья поддержать, защитить тебя в трудную минуту? 251
12 Результаты анкетирования учащихся 6 класса(24) вопросы Данет 1Интересуются ли родители твоими школьными делами? 192 2Помогают ли родители тебе в учёбе? Проводите ли вы выходные вместе с семьёй? 174 4Принимают ли твои родители участие в делах класса, школы? Как та считаешь, сможет ли твоя семья поддержать, защитить тебя в трудную минуту? 201
13 Результаты анкетирования учащихся 6 класса(24) вопросы Данет 1Интересуются ли родители твоими школьными делами? 231 2Помогают ли родители тебе в учёбе? 213 3Проводите ли вы выходные вместе с семьёй? 204 4Принимают ли твои родители участие в делах класса, школы? 12 5Как та считаешь, сможет ли твоя семья поддержать, защитить тебя в трудную минуту? 231
14 Результаты анкетирования учащихся 7 класса(29) вопросы Данет 1Интересуются ли родители твоими школьными делами? 245 2Помогают ли родители тебе в учёбе? 227 3Проводите ли вы выходные вместе с семьёй? Принимают ли твои родители участие в делах класса, школы? 209 5Как та считаешь, сможет ли твоя семья поддержать, защитить тебя в трудную минуту? 281
15 Результаты анкетирования учащихся 8 класса(21) вопросы Данет 1Интересуются ли родители твоими школьными делами? 183 2Помогают ли родители тебе в учёбе? 911 3Проводите ли вы выходные вместе с семьёй? 138 4Принимают ли твои родители участие в делах класса, школы? 911 5Как та считаешь, сможет ли твоя семья поддержать, защитить тебя в трудную минуту?
16 Я люблю своих родителей: Они всегда помогут, всегда рядом; За всё хорошее; За всё, что они делают для меня; Они всегда поддерживают меня, на бросят в трудную минуту; За то, что они лучшие; За заботу и понимание, за любовь которую они дают; Потому, что они подарили мне жизнь; Они меня понимают; Не знаю; Странный вопрос! Все их любят!
17 Социальные институты, формирующие духовно-нравственную личность СЕМЬЯ ОБРАЗОВАНИЕ РЕЛИГИЯ КУЛЬТУРА СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
18 Факторы, влияющие на развитие и воспитание ребёнка
19 Главные институты воспитания: Школа Семья взаимодействие Духовно-нравственное развитие ребенка Для достижения общей цели эффект дает только совместное воздействие педагогов школы и родителей на ребенка.
20 В условиях семейного и школьного воспитания на становление духовно-нравственной личности влияют: 1. обычаи (установившиеся, привычные формы поведения); 2. традиции (переходящие из поколения в поколение способы передачи ценностно-значимого содержания культуры, жизни семьи и школы); 3. отношения (сердечные, душевные чувствования и настроения); 4. правила (образ мыслей, нормы поведения, привычки) доброй и благочестивой жизни; 5. распорядок (установленный порядок течения дел) дня, недели, года.
21 Взаимодействие предполагает создание условий: -для духовно-нравственного становления личности и саморазвития; - для формирования ценностных ориентаций на основе единых требований к ребенку; -для подготовки к жизненному самоопределению; -для позитивной социальной адаптации.
22 Пути решения Возрождение ценностной ориентации в семье, обществе. Создание практико- и семейно-ориентированных моделей, технологий, программ по нравственно- этическому воспитанию в семье и обществе. Повышение воспитательного потенциала образовательных учреждений, детских организаций и социума в целом – от семьи до средств массовой информации.
23 Только объединив наши усилия, мы сможем возродить утраченные духовно- нравственные ценности, что позволит решить социально- экономические проблемы развития страны, подготовить детей к будущей семейной жизни.