Презентацию подготовили ученицы 8-б класса – Баканёва Анна и Прокопчук Лилия
История портрета эволюция развития портретного жанра от древности до наших дней. Первые образцы портрета являются скульптурными и относятся к Древнему Египту. За этим следовал расцвет портрета в период античности, упадок жанра в Средневековье, новые открытия, взлет и переход к технике станковой живописи в эпоху Возрождения, а затем дальнейшее развитие в последующие века. Древнейшая известная попытка изобразить человеческое лицо насчитывает 27 тыс. лет. Оно обнаружено в пещере Вильонер близ города Ангулем. «Портрет» сделан мелом на естественных выпуклостях стены, напоминающих по форме лицо. Прочерчены горизонтальные линии глаз и рта и вертикальная полоса, обозначающая нос. Картины Древнего Египта
Зарождение портретного искусства относится к глубокой древности. Первые значительные образцы портрета встречаются в древневосточной, главным образом древнеегипетской, скульптуре. Назначение портрета в египетском искусстве было обусловлено культовыми, религиозно-магическими задачами. Существовала необходимость «дублирования» модели (то есть портрет был двойником умершего в загробной жизни). Статуя супружеской четы Рахотепа и Нофрет
У древних греков долгое время портрета в строгом смысле слова не существовало. У них был обычай награждать победителей спортивных игр постановкой их статуй в публичных местах, однако это были идеальные фигуры атлетов, которые изображали их лишь в общих чертах. Только в V веке до н. э. впервые появились у греков настоящие портретные гермы (- четырёхгранный столб, завершенный скульптурной головой) и статуи, а именно в числе произведений Димитрия Алопекского, жившего во времена Перикла. Реалистическое направление окончательно утвердилось в портретной скульптуре в эллинистическом искусстве при Александре Македонском. Эллинистические портреты, несравненно более индивидуализированно передают не только черты внешнего облика, но и различные оттенки душевного переживания модели.
Из Греции искусство портретов перешло к римлянам, которые к прежним родам пластических портретных изображений, (статуе и герме), прибавили новый род бюст. Развитие древнеримского портрета было связано с усилением интереса к индивидуальному человеку. В основе художественной структуры многих древнеримского портрета чёткая и скрупулёзная передача неповторимых черт модели при соблюдении единства индивидуального и типического. Наряду с портретными бюстами и статуями, широкое распространение получили портреты на монетах, камеях и т. п., отчасти живописные портреты. Искусство чеканки было так развито, что по профилям на монетах современные исследователи опознают безымянные мраморные головы.
Византийская и Западная Римская империя не наследуют реалистический римский портрет. Средневековая культура была сосредоточена на борьбе стихийно- материалистических тенденций, что наложило на развитие портрета особый отпечаток. Средневековый художник, ограниченный строгими церковными канонами, редко обращался к портрету. В период Средневековья реалистический, натуралистический портрет встречается очень редко.
Перелом в портретном искусстве, которое снова вышло на видные позиции, наступил в эпоху Ренессанса. Он был связан с изменением идеологии эпохи. Первые портреты отталкивались от античных монет и медалей, и поэтому часто изображают модель в профиль. Важный компонент развития портрета возникновение техники масляной живописи, которая позволила письму стать более тонким и психологичным. «Портрет герцога Федериго Монтефельтро» «Мужчина в голубом, портрет Людовико Ариосто» Альбрехт Дюрер,«Автопортрет»
Преобладающим становится тип придворно-аристократического портрета, расцветшего при дворе Людовиков. Для Европы создаётся образец официального искусства парадные, мифологизированные портреты, где первая роль отводится декоративной нарядности модели. Появляются «кукольные лица». Искусство придворного портрета х годов XVIII века, отвечая вкусам аристократии, ставило перед собой задачу создания внешне элегантного, декоративно-чувственного изображения модели в стиле рококо. Во второй половине XVIII века получает широкое распространение портрет, выполненный более дешёвыми средствами (гравюра, акварель, карандаш). Кроме того, это период ознаменован расцветом портретной миниатюры самостоятельной ветвью портретного жанра. «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке» «Портрет герцогини Орлеанской в образе Гебы»
Развитие портрета в XIX веке предопределила Великая Французская революция, которая способствовала решению новых задач в этом жанре. В искусстве создаётся новый стиль классицизм, и портрет теряет пышность и слащавость работ XVIII века и становится более строгим и холодным. Наступление эпохи романтизма способствовало проникновению в портрет острого реализма. В нём появляется критическая линия. Начиная с сер. XIX века появляется портрет реализма. Ему свойственен интерес к социальной характеристике модели, попытки раскрыть его этику, достоинство, проникнуть в психологию. В конце XIXXX века на первый план выходит стиль модерн, который придает портрету лаконичную заостренность. «Портрет доктора Рея» «Наполеон на перевале Сен-Бернар»
В XX веке портрет, как и всё фигуративное искусство, переживает упадок. В жанре проявляются сложные тенденции развития искусства, а также общий кризис понимания человеческой личности. На почве модернизма возникают произведения, номинально считающиеся портретом, но лишенные его специфики. Появляется поп-арт, являющийся одним из немногих направлений искусства XX века, использующим человеческое лицо без относительных искажений. «Портрет Че Гевары» Фрэнсис Бэкон.«Автопортрет»