РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НА УРОВНЕ СУБЪЕКТА РФ
Положение команды «ОПС» в турнирной таблице 2 Минусы ОПС: 1. не решена и не будет решена проблема повышения размера пенсий (коэф замещения не более 30%) Плюсы ОПС: 1. изменилось отношение общества к вопросам пенсионного обеспечения, значительно повысилась осведомленность (с 2-3% до 30-40%) 2. значительно выросла пенсионная индустрия (люди, ресурсы, пришли большие инвестиции) 3. Изменяет соотношение потребление/ сбережения в с структуре ВВП (формирует ценный долгосрочный инвестиционный ресурс, управляемый частным сектором экономики)
ТУРНУРНЫЙ ПУТЬ «НПО В ЮГРЕ» (краткая история) 3 Низкие трудовые пенсии Отсутствие накопительной части пенсии для женщин >1956 г.р. и мужчин >1952 г.р. Все неработающие пенсионеры со стажем работы в округе Более человек ГУБЕРНАТОРСКАЯ НАДБАВКА до 2010 г Предпосылки Получатели
4 СООТНОШЕНИЕ ТРУДОВОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПЕНСИЙ Год Средний размер дополнительной пенсии Средний размер трудовой пенсии % отношение дополнительной пенсии к трудовой 19,318,814,811,77,2
5 ДИНАМИКА ПЕНСИОННЫХ ВЗНОСОВ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ На конец 2010 года: получателей отсутствие индексации базовой части дополнительной пенсии на протяжении 3 лет рост размера обязательств Правительства по пенсионным взносам – более 10 млрд.р.
Закон 64-оз от г. Закон 63-оз от г. Закон 81-оз от г. ПЕНСИОННЫЙ СТАНДАРТ ЮГРЫ (после 2010 г) НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЮГРЫ НЕРАБОТАЮЩИЕ ПЕНСИОНЕРЫ (ДО ) РАБОТНИКИ БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЫ РАБОТНИКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА Закрыта для новых назначений Много участников (все жители региона) Невысокий размер пенсий (1100 руб.) Без ограничения срока действия Среднее количество участников (врачи, учителя и т..) Высокий размер пенсий (3000 руб. и более) Действует до 2022 г. Мало участников Низкий размер пенсий (600 руб.)
ТРЕХУРОВНЕВАЯ ПЕНСИОННАЯ МОДЕЛЬ * Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень РЕГИОНАЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ФЕДЕРАЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО * Согласно Стратегии развития пенсионной системы РФ до 2030 г. РОЛЬ ОКРУЖНОЙ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ ПЕНСИЯ ЗА СЧЕТ РАБОТНИКА ПЕНСИЯ ЗА СЧЕТ РАБОТОДАТЕЛЯ ТРУДОВАЯ ПЕНСИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОКРУЖНАЯ ПЕНСИЯ ДЛЯ РАБОТНИКОВ БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЫ
УСЛОВИЯВЫГОДЫ СТАЖ РАБОТЫ В БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ ОТ 5 ЛЕТ ВЗНОСЫ: ДО 40 ЛЕТ < = 3% ОТ 40 ДО 50 ЛЕТ
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ «ДПО РАБОТНИКОВ БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЫ ЮГРЫ» Участников программы: чел. Получателей накопительной части ДПО:890 чел. Средний размер дополнительной пенсии: руб. Максимальный: руб. Количество договоров в год Количество договоров
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОКРУЖНАЯ ПЕНСИЯ ДЛЯ РАБОТНИКОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА Право на получение доплаты из бюджета ЮГРЫ имеют: жители Югры, оформившие трудовую пенсию по старости в гг. и имеющие трудовой стаж в ЮГРЕ не менее 20 лет Ежемесячная доплата из бюджета округа - от 200 до 600 рублей Пожизненная пенсия от работодателя - от 200 до рублей Ежемесячная доплата из бюджета округа + Пенсия от работодателя не более рублей ВЗНОСЫ РАБОТНИКА ВЗНОСЫ РАБОТОДАТЕЛЯ КОРПОРАТИВНАЯ ПЕНСИЯ ДОПЛАТА ИЗ БЮДЖЕТА ЮГРЫ
ДЛЯ РАБОТОДАТЕЛЯДЛЯ РАБОТНИКОВ Уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль на 12% от ФОТ Пенсионные взносы не облагаются страховыми взносами 30,2% Привлечение квалифицированного персонала Снижение текучести кадров Социальное партнерство с Правительством Югры ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОКРУЖНАЯ ПЕНСИЯ ДЛЯ РАБОТНИКОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА ИМИДЖ СТАБИЛЬНОГО И СОЦИАЛЬНО- ОРИЕНТИРОВАННОГО РАБОТОДАТЕЛЯ Социальный налоговый вычет в размере 13% от суммы уплаченных взносов Гарантированный доход от 6% Улучшенный социальный пакет Наследование личных пенсионных накоплений Сохранение выплат при переезде в другой регион ДОСТОЙНЫЙ УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НА ПЕНСИИ ВЫГОДЫ
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ДПО «ДЛЯ РАБОТНИКОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА» Участников программы: 17 корпоративных клиентов 15 % работников формируют корпоративные пенсии Период реализации программы : 2 года Прогноз: до 25 компаний в год БАРЬЕРЫ: 1. у компаний нет прибыли 2. Низкое соотношение расходов полезности для работодателей (0,8) 3. Низкое соотношение расходов полезности для работников (0,87)
Программа дополнительного пенсионного обеспечения бюджетников в ХМАО-Югре может быть использована как образец/эталон для других регионов-доноров Дальнейшее развитие пенсионной системы России невозможно без развития систем дополнительного пенсионного обеспечения, в том числе и корпоративных пенсионных программ в различных формах. Развитие дополнительного пенсионного обеспечения должно протекать в условиях совместного участия государства, работодателей, профсоюзов и работников в формировании пенсионного капитала. Усиление мер налогового стимулирования для участников НПО необходимо для активного внедрения корпоративных программ в России. ЗАКЛЮЧЕНИЕ