Драма А.Н. Островского «Бесприданница». Психологическое расследование мотива торговли Урок-расследование Автор: Мартемьянова И.К.
Цели урока 1. Провести «внутреннее расследование»: чем/кем торгуют в драме А.Н. Островского «Бесприданница»? 2. Найти ответ (для себя) на вопрос: все ли в жизни можно продать/купить?
1. Осмысление эпиграфов… Паратов. У меня…ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно. Паратов. У меня…ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно. А.Н. Островский «Бесприданница» Вожеватов. Всякому товару цена есть… А.Н. Островский «Бесприданница»
2. Комментированное сопровождение учителя… На протяжении всего действия драмы А.Н. Островского «Бесприданница» красной нитью проходит мотив торговли. Взаимоотношения всех героев, персонажей пьесы сводятся к торговым отношениям. На уроке мы должны будем с вами провести «внутреннее расследование» с целью выяснить: чем торгуют в драме А.Н. Островского «Бесприданница».
3. Осмысление ключевых слов, необходимых для «внутреннего расследования»: товар, торговля, торг Вопросы для обсуждения. Что такое товар? Что такое товар? Что такое торговля? Что такое торговля? Что такое торг? Что такое торг?
Товар – это продукт умственного или физического труда, произведенный для продажи. Товар – это продукт умственного или физического труда, произведенный для продажи. Торговля – это оборот купли/продажи. Торговля – это оборот купли/продажи. Торг – это осуществление оборота купли/продажи с выгодой, материальными интересами для себя. Торг – это осуществление оборота купли/продажи с выгодой, материальными интересами для себя. 4. Лексическое истолкование ключевых слов покупатель товар/цена продавец
5. Этапы «внутреннего расследования». Первый этап Выразительное чтение по ролям: действие I, явление 2, диалог между Кнуровым и Вожеватовым. Заполните таблицу согласно услышанному диалогу. Заполните таблицу согласно услышанному диалогу. Считаете ли вы эту сделку законной? ПродавецПокупательТоварЦена ПаратовВожеватовПароход«Ласточка»Выгодная сделка для Вожеватова
6. Этапы «внутреннего расследования». Второй этап Выразительное чтение по ролям: действие I, явление 3. Беседа в кофейне на бульваре: Гаврило, Кнуров, Вожеватов, Иван. Заполните таблицу согласно услышанному разговору. Считаете ли вы эту сделку законной? ПродавецПокупательТоварЦена ГаврилоВожеватов«Чай»(шампанское) «13 рублей-с…» (Вожеватовторгуется)
7. Этапы «внутреннего расследования». Третий этап Выразительное чтение по ролям: действие I, явление 6. Беседа Кнурова, Паратова, Вожеватова. Заполните таблицу согласно услышанному разговору. ПродавецПокупательТоварЦена Паратов Невеста Паратова, ее отец Свобода Паратова Миллионнаяневеста Считаете ли вы эту сделку законной?
7. Этапы «внутреннего расследования». Четвертый этап Выразительное чтение по ролям: действие II, явление 2. Диалог между матерью Ларисы Огудаловой и Кнуровым. Заполните таблицу согласно услышанному диалогу. ПродавецПокупательТоварЦена Мать Ларисы Кнуров Внимание Ларисы, общение с ней Покупкадрагоценностей Считаете ли Вы эту сделку законной?
8. Этапы «внутреннего расследования». Пятый этап Выразительное чтение по ролям: действие IV, явление 11. Диалог между Ларисой и Карандышевым. Заполните таблицу согласно услышанному разговору. ПродавецПокупательТоварЦена Лариса Вожеватов – Кнуров(орел/решка)Лариса,ЧЕЛОВЕК? Считаете ли вы эту сделку законной?
9. Творческое задание «Профессиональный следователь» Составьте доказательный перечень «незаконных сделок» в драме А.Н. Островского «Бесприданница» (не «раскрытых» еще в ходе «внутреннего расследования»). Обсуждение творческого задания.
10. Вопрос-размышление Какой товар в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница» заставляет нас содрогнуться? Обсуждение вопроса.
11. Заключительное слово учителя Гибель Ларисы останавливает торговые отношения, связывающие всех людей. Пусть на мгновение, но останавливает! Человек в пьесе А.Н. Островского не продан! Но погибает… Что приводит к такому финалу? Торговля заветным, святым (нравственными ценностями). Когда нет в жизни места заветному, святому, тогда все можно продать, даже свою душу.
12. Домашнее задание Напишите эссе на тему: «Психологическое расследование мотива торговли в современном обществе».
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!