Ажурная сказка Кружевные узоры на уроках в начальной школе Урок ИЗО В. Тропинин. Кружевница. 1823
«Кружево дитя моды» эта французская поговорка как нельзя точнее раскрывает причину появления этого вида декоративно-прикладного искусства в России. Нитяное кружево из хлопка и шелка пришло к нам только в начале XVIII в. благодаря указу Петра I о ношении русской знатью западноевропейского костюма. Именно тогда широко распространилась мода на тончайшее кружево с растительным узором на тюлевом фоне из ромбовидных и шестигранных ячеек. Н. Маес. Кружевница Ф. Поурбус Младший. Портрет эрцгерцога Альберта и инфанты Изабеллы. Середина XVI в. К. де Вос. Автопортрет с женой Сусанной Кок и детьми Носовой платок. XVII в.
В XIX в. кружевоплетение тоже было подстегнуто модными тенденциями, тогда кружево уже прочно закрепилось в отделке одежды самых различных сословий: купечества, мещанства и зажиточного крестьянства. Городской костюм Крестьянский костюм
Одним из традиционных центров кружевоплетения в России стала Вологодская губерния, в которой русские мастерицы создавали ажурные изделия из беленых и суровых льняных нитей с конца XVIII в. Лен, или северный шелк, обладал особыми упругостью и блеском, сравнимыми с особенностями настоящего шелка. Валик-подушка Коклюшки Сколок Инструменты кружевниц Легкая структура вологодского кружева складывается из ровной «полотнянки», ажурных «сеток», похожей на зернышко «насновки» и шнурочков-»плетешек».
Е. Кацман Калязинские кружевницы 1928 Фото
Коклюшечное кружево плели штучным и мерным. Штучные кружевные изделия имеют замкнутую композицию. Они представляют собой цельное законченное произведение и не нуждаются в объединении с другими материалами. В. Сибирцева. Салфетка «Елки» В. Смирнова Скатерть «Петухи» В. Ельфина Скатерьб «Чаепитие» Е. Звездина. Салфетка А. Кораблева. Воротник Э. Хумала. Пелерина Э. Хумала. Жилет
Мерное кружево это ажурная лента с волнистым или прямым краем (кайма, прошва и пр.), которая не имеет самостоятельного значения, а предназначена только для украшения изделий из ткани. Край. XIX в. Прошва подзора. XIX в. Край полотенца Край подзора
Особое развитие вологодское кружево получило в 30-е гг. ХХ в., когда шел активный поиск новых форм. Именно в это время на смену ажурным сказочным переплетениям приходят индустриальные мотивы, отвечающие духу времени. В 1940 г. художницы Волкружевосоюза создают уникальное панно «Достижения земледелия и животноводства» для оформления Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве, на котором впервые в кружевоплетении появились изображения конкретных животных и растений. Корова. Фрагмент панно
Работы вологодских мастериц были широко известны по всей России и за рубежом. В конце XIX в. в Лондоне был открыт кустарный склад мастерских Вологодской земской управы. С начала XX в. русское кружево стало экспортироваться в Японию и Южную Америку. На международной выставке в Париже в 1937 г. Вологодский кружевной союз был награжден Гран-при за новизну и художественное исполнение изделий. На Брюссельской выставке 1958 г. вологодское кружево получило золотую медаль. Современная жизнь вологодского кружева связано с объединением «Снежинка». В. Ельфина. Панно «Олени» В. Веселова Скатерть «Птицы-небылицы»
А. Блинова. Панно «Праздник» Г. Мамровская. Панно «Вологодские частушки» Н. Симакина Панно «Лето» Деталь панно В. Ельфина Скатерть «Снежинка»
Храм Христа Спасителя (blogs.mail.ru) Собор Василия Блаженного Вологда (blogs.mail.ru) Лукоморье (blogs.mail.ru)
Практическая работа
Детские работы Федя Ветров Валя Камушкина Костя Краулин Настя Кулишова Вика Лузанова
Максим Ковыков Вика Нисан Марина Петросян Маша Чаброва Детские работы
Презентация подготовлена Е. Князевой по материалу О. Скуратовой Журнал «Искусство» 7/2012 Образец вологодского кружева «Бабочка»