«Результаты мониторинга за организацией школьного питания. Итоги реализации экспериментального проекта по совершенствованию организации питания обучающихся в г.г.» Начальник отдела организации санитарного надзора по гигиене детей и подростков Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека С.И.Плаксин 19 апреля 2012 г.
1. Отсутствие целевых программ. До конца 2011 года не были приняты областные целевые программы, направленные на улучшение организации школьного питания в Ивановской, Нижегородской, Орловской, Пензенской, Томской, Ульяновской и Челябинской областях, Пермской и Приморском краях, Республике Алтай, Ханты-Мансийский АО (Югра), Ямало-Ненецком АО. 2. Несоответствие материально-технической базы и качества технологического оборудования пищеблоков в школах Воронежской, Ивановской, Магаданской, Псковской, Ростовской, Тверской, Ульяновской областей, Москве, Башкортостане, Адыгеи; Северной Осетии. Не решены проблемы обеспечения пищеблоков сельских школ системами холодного и горячего водоснабжения в Волгоградской и Иркутской областях, Хабаровском крае. 3. Отсутствие комбината школьного питания - одна из ключевых проблем организации питания школьников в Калужской, Липецкой и Ярославской областях, Пермском и Приморском краях. 2 Основные проблемы организации школьного питания
4. Несоответствие рациона питания школьников их физиологической потребности (Адыгея; Алтайский край, Амурская, Архангельской, Астраханская, Владимирская, Волгоградская, Ивановская, Иркутская, Курганская, Липецкая, Магаданская, Мурманская, Новгородская, Новосибирская, Пензенская, Псковская, Тверская, Тюменская, Ульяновская, Ярославская области; Карелия, Еврейская АО, Республика Алтай, Башкортостан, Ставропольский край, Республика Саха (Якутия). 5. Недостаточное развитие транспортной инфраструктуры на территории и, особенно, в отдаленных районах Камчатского края, Ненецкий АО, Сахалинской области, Ханты-Мансийский АО (Югра), Республике Саха (Якутия). В Курганской, Томской областях сохраняется проблема обеспечения сельских образовательных учреждений скоропортящимися продуктами. 6. Дефицит кадров работников пищеблоков и медицинских работников в школах Адыгеи, Астраханской, Владимирской, Калужской, Курганской, Магаданской, Псковской областей. Отсутствие должного медицинского контроля за организацией питания, обусловленное отсутствием медицинских работников в сельских школах 6. Дефицит кадров работников пищеблоков и медицинских работников в школах Адыгеи, Астраханской, Владимирской, Калужской, Курганской, Магаданской, Псковской областей. Отсутствие должного медицинского контроля за организацией питания, обусловленное отсутствием медицинских работников в сельских школах. 3 Основные проблемы организации школьного питания
Структура пищеблоков (%) Наиболее высокий процент пищеблоков, работающих на сырье: Северо-Западный ФО - 85,4 % и Приволжский ФО – 78,0%. Среди субъектов РФ: Ненецкий и Чукотский АО (100,0%), Республика Калмыкия (98,1%), Калужская обл. (98,0%), Волгоградская обл. (97,8%), Республики Карелия, Марий Эл, Алтай, Кабардино-Балкарская Республика, Магаданская и Сахалинская области (более 95,0%). Наиболее низкий удельный вес пищеблоков, работающих на сырье: Северо-Кавказский ФО - 60,7% и Южный ФО – 65,2%. Среди субъектов РФ (менее 50%): Москва (17,0%), Приморский край (27,9%), Республика Ингушетия (34,5%), Мурманская обл.(40,4%), Тульская, Волгоградская, Самарская, Иркутская обл. Наибольший процент пищеблоков, работающих в режиме буфетов раздаточных, отмечался по Южному Федеральному округу (32,1%). Среди субъектов РФ: Республика Ингушетия (80,2%), Ростовская обл. (28,2%), Липецкая обл. (24,0%), Республика Адыгея (21,5%), Рязанская (18,1%), Смоленская (15,1%), Ярославская (17,2%), Астраханская (16,%) области. 4
Охват учащихся общеобразовательных учреждений горячим питанием в г.г.(%) Наиболее высокие показатели охвата горячим питанием (более 90%) были зарегистрированы по Северо-Западному, Уральскому и Сибирскому Федеральным округам. Охват школьников существенно ниже среднего показателя по Российской Федерации (ниже 70%) отмечался в Республиках Адыгея, Калмыкия, Дагестан, Ингушетия, Северная Осетия, Тыва, Карачаево-Черкессия. В Центральном Федеральном округе был зарегистрирован наиболее высокий показатель охвата школьников 2-х разовым горячим питанием, составивший 33,8%. Выше 50% охват школьников 2-х разовым горячим питанием отмечался в Белгородской, Воронежской, Орловской, Тульской областях, Республике Марий Эл, Чукотском АО. Наиболее низкие показатели охвата школьников 2-х разовым горячим питанием отмечались в Северо- Кавказском (5,6%) и Южном (8,9%) Федеральным округам. Ниже 5% данный показатель – в Республиках Дагестан, Ингушетия и Башкортостан. 5
Выполнение норм питания (%) Выполнение норм по рационам завтраков школьников: по мясу - ниже 50% (Ивановская, Тверская и Кировская обл., г. Москва, Республики Ингушетия, Карачаево-Черкессия, Чувашия и Хакасия, Камчатский край. - по рыбе - ниже 30% (Тверская и Магаданская обл., Москва, Республики Дагестан, Ингушетия, Северная Осетия, Чувашия, Тыва и Хакасия. - по макаронным и крупяным изделиям выше 150% (Тамбовская, Калужская и Липецкая обл., Республики Дагестан, Северная Осетия, Калмыкия и Татарстан, Камчатский край. - по картофелю. Рационы завтраков не содержали блюд из картофеля у школьников Тверской и Кировской областей, Республик Ингушетия и Тыва, Камчатский край. - по овощам. Рационы завтраков не содержали блюд из овощей у школьников Тверской области, Республик Ингушетия, Бурятия и Тыва. Рационы завтраков не предусматривали выдачу школьникам свежих фруктов в Тверской области, Республик Дагестан, Ингушетия, Тыва, Хакасия и Чеченская Республика. 6
Структура пищеблоков образовательных учреждений (%) После эксперимента До эксперимента 7
Динамика показателей нарушений зрения и костно-мышечной системы у детей 3-15 лет (%) 8 Ростпоказателя в 6 раз Ростпоказателя Ростпоказателя в 59 раз
Субъекты Российской Федерации с наиболее высокими показателями заболеваемости детей ( г.г.) 9 В Северо-Западном ФО – Калининградская и Мурманская области В Приволжском ФО – Самарская область В Уральском ФО - Челябинская область Показатели общей заболеваемости В Северо-Западном ФО - Республика Коми и Вологодская область; В Приволжском ФО –Удмуртская Республика, Кировская и Нижегородская области; В Уральском ФО - Ямало-Ненецкий АО; В Центральном ФО – Костромская область. Рост в 1,2 раза Рост в 1,1 раза Показатели заболеваемости астмой и астматическим статусом В Дальневосточном ФО – Магаданская область В Дальневосточном ФО – Хабаровский край и Сахалинская область Рост в 1,6 раза В Центральном ФО –Брянская область В Дальневосточном ФО - Приморский край В Приволжском ФО – Удмуртская Республика и Ульяновская область В Сибирском ФО – Томская область Рост в 1,4 раза Рост в 1,2 раза
Субъекты Российской Федерации с наиболее высокими показателями заболеваемости детей ( г.г.) 10 В Дальневосточном ФО - Республика Саха (Якутия) Показатели заболеваемости хроническим бронхитом, эмфиземой В Приволжском ФО – Республика Татарстан В Уральском ФО – Свердловская область В Южном ФО – Ростовская область. Рост в 2,5 раза Рост в 1,2 раза Показатели заболеваемости гастритом и доуденитом В Уральском ФО – Курганская область В Сибирском ФО - Республика Алтай В Дальневосточном ФО - Республика Саха (Якутия) Рост в 1,4 раза Рост в 1,2 раза Рост в 1,1 раза Показатели заболеваемости язвой желудка и 12-перстной кишки В Северо-Кавказском ФО - Республика Северная Осетия-Алания В Южном ФО – Республика Калмыкия, Астраханская область В Дальневосточном ФО – Приморский край В Северо-Западном ФО - Мурманская область В Центральном ФО – Курская область
Результаты лабораторных исследований (% неудовлетворительных результатов) 3,0 Микробиологические 3,0 10,3 Калорийность и полнота вложения 10,3 10,2 Содержание витамина С 10,2 11
Приоритетные направления контрольно- надзорных мероприятий Результаты 4-х летнего мониторинга реализации субъектами Российской Федерации социальной политики в области сохранения и укрепления здоровья школьников, организации физиологически полноценного питания в общеобразовательных учреждениях и оценка развития системы школьного питания позволяют сделать вывод о необходимости разработки и принятия областных (краевых, республиканских) целевых программ по улучшению питания школьников. Программы должны предусматривать: - повышение уровня квалификации работников пищеблоков в области гигиенических и технологических знаний; - формирование здорового образа жизни и здорового питания, мониторинга здоровья и питания школьников; - целевые и индикативные показатели эффективности программ. 12