Подготовила: Ипатова Р.М., учитель русского языка и литературы МБОУ «Богородицкая СОШ» Смоленского района
Временные рамки Серебряного века можно обозначить лишь условно, но в целом – это период, охватывающий годы с начала 1890 вплоть до начала 1920-х годов.
Основное содержание эпохи, именуемой Серебряным веком. Это эпоха социальных, политических потрясений: *1890 г.- начало эпохи экономического роста, реформа Витте. *1894 г.- начало царствования Николая ll. *С 1902 г.- массовое создание политических партий. *1903 г.- второй съезд РСДРП. * г.- русско-японская война. * г.- первая русская революция. *1906 г.- создание l Государственной Думы; аграрная реформа Столыпина. *1914 г.- начало Первой мировой войны. *1917 г.- Февральская революция; свержение самодержавия; Октябрьская революция.
Судьба литературы Серебряного века трагична: кровь, хаос, беспредел революционных лет и гражданской войны. Одинокий человек, стоящий перед лицом Вечности, Смерти, Вселенной, не может стать героем романа Гончарова или драмы Островского. Только поэтическое слово способно выразить его внутренний мир. Вслушаемся в голоса поэтов начала века. Узнаем, чем замечательны их судьбы, что сближало и что разделяло их.
Хоть мы навек незримыми цепями Прикованы к нездешним берегам, Но и в цепях должны свершить мы сами Тот круг, что боги очертили нам, Все, что на волю высшую согласно, Своею волей чуждую творит, И под личиной вещества бесстрастной Везде огонь божественный горит. Вл. Соловьев. Вл. Соловьев.
Я – бог таинственного мира, Весь мир в одних моих мечтах. Не сотворю себе кумира Ни на земле, ни в небесах. Моей божественной природы Я не открою никому. Тружусь, как раб, а для свободы Зову я ночь, покой и тьму.
Эгополонез. Живи, Живое! Под солнца бубны Живи, Живое! Под солнца бубны Смелее, люди, в свой полонез! Смелее, люди, в свой полонез! Как плодоносны: как златотрубны Как плодоносны: как златотрубны Снопы ржавые моих поэз! Снопы ржавые моих поэз! И наслажденье, и Красота! И наслажденье, и Красота! Все жертвы мира во имя Эго! Все жертвы мира во имя Эго! Живи, Живое!- поют уста. Живи, Живое!- поют уста. Во всей вселенной нас только двое, Во всей вселенной нас только двое, И эти двое- всегда одно: И эти двое- всегда одно: Я и Желанье! Живи, Живое!- Я и Желанье! Живи, Живое!- Тебе бессмертье предрешено Тебе бессмертье предрешено
А вы могли бы?А вы могли бы? Я сразу смазал карту будня, плеснувши краску из стакана; я показал на блюде студня косые скулы океана. На чешуе жестяной рыбы прочел я зовы новых губ. а вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?
Я в этот мир пришел, чтобы видеть солнце И синий кругозор. Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце И выси гор. Я в этот мир пришел, чтоб видеть море И пышный цвет долин. Я заключил миры в едином взоре, Я властелин. Я победил холодное забвенье, Создав мечту свою. Я каждый миг исполнен откровенья, Всегда пою. Мою мечту страданья пробудили, Мою мечту страданья пробудили, Но я любим за то. Кто равен мне в моей певучей силе? Никто, никто. Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце, А если день погас, Я буду петь… Я буду петь о солнце В предсмертный час!
Автор, годы жизни Поэтическая Я - концепция Вл. Соловьёв ( ) «…Мы навек незримыми цепями прикованы к нездешним берегам»; «…И в цепях должны свершить мы сами тот круг, что боги очертили нам» Ф. Сологуб (1863 – 1927) «Я – бог таинственного мира, Весь мир в одних моих мечтах». Игорь Северянин ( ) «Во всей вселенной нас только двое, И эти двое - всегда одно…» В. Маяковский ( ) «Я сразу смазал карту будня…» К. Бальмонт ( ) «Я заключил миры в едином взоре, Я властелин»; «Кто равен мне в моей певучей силе? Никто, никто».
Обилие талантов и многообразие художественных поисков Поражает стремительность, с которой появляются новые эстетические направления, течения, школы. Искусствоведческая и литературная критика переполнены всевозможными самоназваниями: «символизм», «акмеизм», «адамизм», «кларизм», «футуризм», «будетляне», «кубофутуризм», «кубизм», «эгофутуризм», «лучизм», «имажинизм, «супернатурализм», «супрематизм», «лимитизм» и др.
Человек этой кризисной эпохи понимал, что живет в особое время, предчувствовал катастрофу, находился в состоянии растерянности, осознавал свое роковое одиночество. В художественной культуре получило распространение декадентство. Декадентство (лат.- упадок)- явление в культуре конца 19 - начала 20 веков, отмеченное отказом от гражданственности, погружением в сферу индивидуальных переживаний. Модернизм (фр.- новейший)- художественно- эстетическая система, характеризующаяся разрывом с традициями реализма, бунтарско - эпатирующим миросозерцанием, преобладанием мотивов утраты связи с реальностью.
Символизм - одно из модернистских течений в русской поэзии ( ) Символ - окно «Символ только тогда в бесконечность истинный символ, когда (Ф.Сологуб) он неисчерпаем и бес- пределен в своем значении» (Вяч. Иванов ) СИМВОЛ Недосказанность, Расчет на читателя утаенность смысла (творца, соавтора)
Акмеизм (греч. аkme - высшая степень чего- либо)- модернистское течение Отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии. Предметность и четкость образов, отточенность деталей. Перекличка с минувшими литератур- ными эпохами. Н.С.Гумилев, С.М.Городецкий, М.А.Кузмин, А.А.Ахматова, О.Э.Мандельштам,Г.В.Иванов. «Цех поэтов», ж. «Аполлон».
Футуризм (лат.futurum - будущее) - авангардистское течение начала 20 в. (1910-е годы) Бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы. Отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремленное в будущее. Бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы. Поиски «раскрепощенного», «самовитого» слова. Кубофутуристы: Д.Д. Н.Д.Бурлюки, В.Хлебников, В.В.Каменский, А.Е.Крученых, В.В.Маяковский, Е.Г.Гуро. Эгофутурист(ego-я) - И.Северянин.
Критерии для сопоставления Символисты Акмеисты Футуристы 1. ЦЕЛЬ ТВОРЧЕСТВА Расшифровка тайнописи, воплощенной в слове, пророчество. Возвращение поэзии ясности, вещности. Вызов традиции. 2. Отношение к миру Стремление создать картину идеального мира, существующего по законам вечной красоты. Понимание мира как совокупности простых предметов, острых, резких вещных знаков. Одержимость идеей разрушения старого мира. 3. Отношение к слову. Понимание слова как многосмысленного послания, вести, элемента тайнописи. Стремление придать слову определенное, точное значение. Интерес к «самовитому слову», словесным деформациям, создание неологизмов. 4. Особенности формы. Господство намеков и иносказания, знаковое наполнение обычных слов, изысканная образность, музыкальность, легкость слога. Конкретная образность, «прекрасная ясность». Обилие неологизмов, разговорная интонация, пафос эпатажа.
Гумилёв Н.С. Африканский дневник //Огонёк. – 1987 год Гумилёв Н.С. Избранное. М.: Просвещение, 1989 год. Карсалова Е.В., Лебедев А.В., Шаповалова Ю.М. Серебряный век русской поэзии: Пособие для учителей. – М.: Новая школа, 1996 год. Конспекты уроков для учителя литературы: 11 класс.: Серебряный век русской поэзии: В 2 ч./ Под ред. Л. Г. Максидоновой. – М.: Владос, 2000 год. Лукницкая В. Перед тобой земля. Л., 1988 год. Материалы Интернет - ресурсов