«Использование кругов Эйлера для развития логического мышления старших дошкольников» Коротаева С.В., воспитатель МКДОУ д/с 3 «Сказка» п.Восточный
В настоящее время федеральные государственные требования устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования - обеспечить достижение воспитанниками готовности к школе. Одним из показателей готовности ребенка к школьному обучению является формирование и развитие логического мышления. Одной из наиболее сложных мыслительных операций является классификация. Для достижения оптимального уровня развития этой мыслительной операции очень важно использовать такие средства оптимизации процесса обучения, которые дадут возможность ребенку зрительно представлять понятия. Поэтому одной из основных задач является овладение действием наглядного моделирования, так как именно наглядные модели наиболее приемлемы для занятий с дошкольниками, поскольку присущи детской деятельности.
Классификация разделение множества на группы по какому-либо признаку, который называют основанием классификации
Круги Эйлера – это геометрическая схема, с помощью которой можно наглядно отобразить отношения между понятиями или множествами объектов. Изобретены Леонардом Эйлером. Используется в математике, логике, менеджменте и других прикладных направлениях (а) (б) (в)
Задачи: Выделение признаков при классификации Формировать умение выявлять свойства в объектах и классифицировать их. Развивать логическое мышление, представления о множестве. Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей
Наглядно – образное мышление
Логическое мышление - это мышление путем рассуждений, это строгое следование законам неумолимой логики, это безукоризненное построение причинно- следственных связей.
Например, расставить картинки с изображением транспорта по мере убывания скорости. Прием логического мышления Металлические, гладкие, столовые принадлежности
Прием логического мышления
Актуальность Навыки, умения работать с моделями (кругами Эйлера) приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для универсальных учебных действий. Важнейшим является формирование и развитие логического мышления и способность «действовать в уме».
Наглядное моделирование - это наиболее универсальное средство, т.к. соответствует специфике наглядно – образного мышления дошкольника Наглядно - образное мышление Логическое мышление – способность «действовать в уме», Переходный период наглядное моделирование
Алгоритм Выделение признаков классификации Графическое отображение родо – видовых отношений; Наполнение содержанием модели, родо - видовых отношений, предложенные воспитателем; Самостоятельное составление графических моделей.
Графическое отображение родо – видовых отношений Животные Фрукты
Графическое отображение родо – видовых отношений Животные дикие домашние
Переход от наглядно-образного мышления к логическому
Графическое отображение родо – видовых отношений
1 Наполнение содержанием модели, родо - видовых отношений, предложенные воспитателем
Использование схемы пересекающихся кругов
Сравнительное описание кошки и собаки Сравнительное описание апельсина и лимона Игра «Угадай звуки и засели их в домик»
Растительный мир – цветы, травы, деревья – хвойные и лиственные. Животных – живущих в жарком и холодном климате. Транспорт – воздушный, водный, наземный – рельсовый и безрельсовый. Геометрические фигуры. Звуки – гласные, согласные – твердые и мягкие. Виды спорта.
Интересный материал Бесполезный материал
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4