Натуральные числа Целые числа Рациональные числа Вещественные числа Комплексные числа Множества и массивы
Множества чисел
Натуральные числа Натуральные числа (естественные числа) числа, возникающие естественным образом при счёте (как в смысле перечисления, так и в смысле исчисления). Существуют два подхода к определению натуральных чисел числа, используемые при: перечислении (нумеровании) предметов (первый, второй, третий, …); обозначении количества предметов (нет предметов, один предмет, два предмета, …). Отрицательные Отрицательные и нецелые (рациональные, вещественные, …) числа натуральными не являются.рациональныевещественные Множество всех натуральных чисел принято обозначать знаком N. Множество натуральных чисел является бесконечным, так как для любого натурального числа найдётся большее его натуральное число. Единица является натуральным числом Число, следующее за натуральным, также является натуральным Единица не следует ни за каким натуральным числом Если S(b) = a и S(c) = a, тогда b = c (если натуральное число a непосредственно следует как за числом b, так и за числом c, то b = c)
Целые числа Множество целых чисел Z состоит из: – натуральных чисел (1, 2, 3) – чисел вида -n (n Є N ) – числа нуль Каждый ненулевой элемент Z может быть записан в виде конечной суммы … 1 или (1) + (1) + … + (1)
Основные алгебраические свойства арифметических операций на целых числах: Теоретико-множественные свойства Z - линейно упорядоченное множество без верхней и нижней границ. Порядок в нём задаётся соотношениями: … < 2 < 1 < 0 < 1 < 2 < … Целое число называется положительным, если оно больше нуля, отрицательным, если меньше нуля. Нуль не является положительным или отрицательным. Для целых чисел справедливы следующие соотношения: если a < b и c < d, тогда a + c < b + d. если a < b и 0 < c, тогда ac < bc (отсюда легко показать, что если c bc.) сложениеумножение замкнутость:a + b целоеa × b целое ассоциативность:a + (b + c) = (a + b) + ca × (b × c) = (a × b) × c коммутативность:a + b = b + aa × b = b × a существование нейтрального элемента:a + 0 = aa × 1 = a существование противоположного элемента: a + (a) = 0 a ±1 1/a не является целым дистрибутивность умножения относительно сложения: a × (b + c) = (a × b) + (a × c)
Рациональные числа
Вещественные числа (действительные, иррациональные) Веще́ственное, или действи́тельное число математическая абстракция, возникшая из потребности измерения геометрических и физических величин окружающего мира, а также проведения таких операций как извлечение корня, вычисление логарифмов, решение алгебраических уравнений Если натуральные числа возникли в процессе счета, рациональные из потребности оперировать частями целого, то вещественные числа предназначены для измерения непрерывных величин. Таким образом, расширение запаса рассматриваемых чисел привело к множеству вещественных чисел, которое помимо чисел рациональных включает также другие элементы, называемые иррациональными числами. иррациональными числами Наглядно понятие вещественного числа можно представить себе при помощи числовой прямой. Если на прямой выбрать направление, начальную точку и единицу длины для измерения отрезков, то каждому вещественному числу можно поставить в соответствие определённую точку на этой прямой, и обратно, каждая точка будет представлять некоторое, и притом только одно, вещественное число. Вследствие этого соответствия термин числовая прямая обычно употребляется в качестве синонима множества вещественных чисел.числовой прямой
Комплексные числа Комплексные числа образуют алгебраически замкнутое поле это означает, что многочлен степени n с комплексными коэффициентами имеет ровно n комплексных корней (основная теорема алгебры). Это одна из главных причин широкого применения комплексных чисел в математических исследованиях. Кроме того, применение комплексных чисел позволяет удобно и компактно сформулировать многие математические моделиалгебраически замкнутоеполемногочленосновная теорема алгебры
Кватернионы
Множества Понятие «множество» в настоящее время одно из основных понятий математики.. Рассматривая какие-либо объекты (абстрактные или конкретные), можно в рассуждениях из всех или некоторых из них мысленно образовать новый объект: множество этих объектов. О последних тогда говорят, что они принадлежат данному множеству, или же, что они являются его элементами. Например, рассуждая об учениках какой-либо школы, мы можем ввести такие новые объекты, как множество учеников 4А класса, множество учеников, пропустивших занятия в сентябре месяце. В этой связи мы говорим о множестве натуральных чисел, множестве четных чисел, множестве простых чисел, множестве, состоящем из чисел 2, 7, 1021, о множестве прямоугольных треугольников, множестве квадратов, множестве непрерывных функций, определенных на интервале (0, 1), и т. д. Множества бывают упорядоченные и неупорядоченные, открытые и закрытые (открытые/закрытые только с одной стороны и т.п.). Открытые множества имеют бесконечное число элементов, закрытые – ограниченное. Множество можно задать: описанием, перечислением элементов, «по названию», числовое множество можно задать формулой.
Введенные теоретико-множественные операции наглядно иллюстрируются рисунком 2, где множества А и В изображены пересекающимися кругами:
Приоритет выполнения операций Сначала выполняются операции дополнения, затем пересечения, объединения и разности, которые имеют одинаковый приоритет. Последовательность выполнения операций может быть изменена скобками.пересечения объединенияразности Примеры: Пример: А = {2, 5, 7, 9}, В = {3, 5, 8, 9, 12}. Объединение множеств: А В = {2, 5, 7, 9} {3, 5, 8, 9, 12}= {2, 5, 7, 9, 3, 8, 12}. Пересечение множеств: А В= {2, 5, 7, 9} {3, 5, 8, 9, 12}= {5,9}. Разность множеств: А\В = {2, 5, 7, 9}\{3, 5, 8, 9, 12}= {2, 7}. Самостоятельно записать B\A
Решаем:
Решить задачи
Из 35 учащихся класса 20 посещают математический кружок, 11 – физический, 10 – не посещают кружки. Сколько учеников посещают математический и физический кружки одновременно, сколько – только математический?
Пример: В классе 30 учащихся, 16 из них занимаются музыкой, 17 увлекаются теннисом, а 10 занимаются и музыкой, и теннисом. Есть ли в классе ученики, равнодушные и к музыке, и к теннису, и если есть, то сколько их? Решение: Если сложить число учащихся, интересующихся музыкой, с числом учащихся, занимающихся теннисом, т. е =33, то учащиеся, интересующиеся и музыкой, и теннисом, окажутся учтенными дважды. Поэтому, чтобы определить число учащихся, интересующихся музыкой или теннисом, нужно из суммы вычесть число учащихся, учтенных дважды, т. е. тех, кто интересуется и музыкой, и теннисом. По условию их 10. Таким образом, число интересующихся теннисом или музыкой равно: =23 ученика. А так как в классе всего 30 учащихся, то 3023 =7 учащихся равнодушны и к музыке, и к теннису. Задача решена по следующему алгоритму: пусть имеется два конечных множества А и В. Тогда: п(А В) = п(А) + п(В )- п(А В)
Решить: В группе дирижеров 19 человек. Из них выбрали для себя итальянский язык для факультативных занятий 10 человек, и 7 человек – занятия сценречью. Известно, что 6 человек не стали заниматься на факультативе вообще. Сколько студентов решили заниматься и итальянским языком и сценречью одновременно? Только итальянский: (19-6)-7=6 Только сценречь: (19-6)-10=3 Оба предмета: (19-6)-6-3=4