Применение метода «Опорных сигналов», проблемно-поискового метода и метода моделирования на уроках информатики. МБОУ «Дрезненская средняя общеобразовательная школа 1» г. Дрезна, Московская область Учитель информатики Гнусин Николай Дмитриевич
«В образовательном процессе образование не главное, а главное это созревание психологических функций» Л.С Выгодский «Научить нельзя, можно только научиться» Народная мудрость Народная мудрость ! «Мышление начинается с проблемной ситуации» С.Л. Рубинштейн «Образование –это то, что у нас остается, когда мы забудем всё, что учили в школе». «Образование –это то, что у нас остается, когда мы забудем всё, что учили в школе». А Эйнштейн А Эйнштейн
«Образование – это то, что у нас остается после того когда мы забудем всё что учили в школе». «Образование – это то, что у нас остается после того когда мы забудем всё что учили в школе». Что же остается у наших учащихся через довольно непродолжительное время после окончания школы и даже института?
Фрагменты информации, которые малопригодны или вообще непригодны для практического применения. Если нет навыков восстановления знаний по оставшимся фрагментам, а также дополнения и расширения их, а затем применения для решения конкретной задачи, то знания, полученные в ОУ, могут стать практически бесполезным грузом. Фрагменты информации, которые малопригодны или вообще непригодны для практического применения. Если нет навыков восстановления знаний по оставшимся фрагментам, а также дополнения и расширения их, а затем применения для решения конкретной задачи, то знания, полученные в ОУ, могут стать практически бесполезным грузом.
Если у учащихся в учебном процессе не возникало проблемных ситуаций особенно это бывает у отличников, подсевших на «зубрежку», то формируется комплекс – «Если не знаю, всё, дальше пути нет», при этом мышление не включается. В проблемной ситуации связанной с отсутствием нужной информации такие ученики пытаются напрячь память, а там этой информации и не было, нет и опыта подключения мышления для получения нужной информации. Если у учащихся в учебном процессе не возникало проблемных ситуаций особенно это бывает у отличников, подсевших на «зубрежку», то формируется комплекс – «Если не знаю, всё, дальше пути нет», при этом мышление не включается. В проблемной ситуации связанной с отсутствием нужной информации такие ученики пытаются напрячь память, а там этой информации и не было, нет и опыта подключения мышления для получения нужной информации. В такой ситуации я говорю ученикам: «Включайте мышление, а не память» В такой ситуации я говорю ученикам: «Включайте мышление, а не память»
Поэтому в ряде случаев, троечники становятся более успешными в жизни, так как этот комплекс «Если не знаю, всё, дальше пути нет», им приходилось преодолевать разными путями уже в школе, к сожалению, эти пути не всегда были правильными и честными, поэтому и мышление у них развивалось в соответствующем направлении, а успешность их далеко не всегда полезна обществу. Поэтому в ряде случаев, троечники становятся более успешными в жизни, так как этот комплекс «Если не знаю, всё, дальше пути нет», им приходилось преодолевать разными путями уже в школе, к сожалению, эти пути не всегда были правильными и честными, поэтому и мышление у них развивалось в соответствующем направлении, а успешность их далеко не всегда полезна обществу.
На своих уроках я стараюсь моделировать эту естественную жизненную ситуацию, На своих уроках я стараюсь моделировать эту естественную жизненную ситуацию, когда полученная информация забывается и распадается на фрагменты.
Перед тем как выдать задание я предупреждаю учащихся, чтобы они не начинали сразу за учителем его выполнять, а восприняли и поняли суть всего задания в целом, т.е. сформировали для себя краткую модель задания. Перед тем как выдать задание я предупреждаю учащихся, чтобы они не начинали сразу за учителем его выполнять, а восприняли и поняли суть всего задания в целом, т.е. сформировали для себя краткую модель задания. Привожу такую аналогию. Когда вы идете в незнакомый лес, то не можете запомнить дорогу во всех подробностях, но запоминаете какие-то важные моменты – опорные сигналы, которые помогут вам найти обратную дорогу. Так и при просмотре предлагаемого алгоритма – технологии создайте для себя опорные моменты – сигналы, свяжите их между собой и с конечной целью задания. Привожу такую аналогию. Когда вы идете в незнакомый лес, то не можете запомнить дорогу во всех подробностях, но запоминаете какие-то важные моменты – опорные сигналы, которые помогут вам найти обратную дорогу. Так и при просмотре предлагаемого алгоритма – технологии создайте для себя опорные моменты – сигналы, свяжите их между собой и с конечной целью задания.
Далее я показываю выполнение задания не отдельными фрагментами, а всё задание в целом и с комментариями. Далее я показываю выполнение задания не отдельными фрагментами, а всё задание в целом и с комментариями. Затем учащиеся приступают к выполнению задания, и выясняется, что за столь непродолжительное время информация уже распалась на фрагменты. Тут же возникает проблемная ситуация как восполнить недостающую информацию между фрагментами - опорными сигналами и в зависимости от того как учащиеся справляются с этой проблемой учитель может осуществлять дифференцированный подход к каждому ученику. Затем учащиеся приступают к выполнению задания, и выясняется, что за столь непродолжительное время информация уже распалась на фрагменты. Тут же возникает проблемная ситуация как восполнить недостающую информацию между фрагментами - опорными сигналами и в зависимости от того как учащиеся справляются с этой проблемой учитель может осуществлять дифференцированный подход к каждому ученику.
Кто-то самостоятельно может справиться, кому-то окажут помощь товарищи, кому-то учитель. Кто-то самостоятельно может справиться, кому-то окажут помощь товарищи, кому-то учитель. При подведении итогов урока выясняю, какие возникли проблемы при выполнении заданий и как с ними справлялись ученики, какие опорные сигналы использовали, как и чем восполняли выпавшие фрагменты информации. Так как на компьютере возможно одну и ту же задачу решить различными способами, то ученики иногда создают свои оригинальные решения. При подведении итогов урока выясняю, какие возникли проблемы при выполнении заданий и как с ними справлялись ученики, какие опорные сигналы использовали, как и чем восполняли выпавшие фрагменты информации. Так как на компьютере возможно одну и ту же задачу решить различными способами, то ученики иногда создают свои оригинальные решения.
По мере приобретения учениками опыта по выходу из проблемных ситуаций, я усложняю задачу и часть алгоритмической (технологической) цепочки не показываю, а предлагаю выполнить её самим, затем и отдельные задания предлагаю выполнять полностью самостоятельно. По мере приобретения учениками опыта по выходу из проблемных ситуаций, я усложняю задачу и часть алгоритмической (технологической) цепочки не показываю, а предлагаю выполнить её самим, затем и отдельные задания предлагаю выполнять полностью самостоятельно.
При изучении нового материала также использую опорные сигналы, промежутки меду ними заполняю, используя метод Сократа. Задаю наводящие вопросы и ученики, включая мышление, как бы сами создают полную информационную модель изучаемой темы. При изучении нового материала также использую опорные сигналы, промежутки меду ними заполняю, используя метод Сократа. Задаю наводящие вопросы и ученики, включая мышление, как бы сами создают полную информационную модель изучаемой темы.
Метод опорный сигналов В.Ф Шаталова фактически представляет собой метод моделирования, т.е. изучаемая тема представляется в виде модели, структуру которой опорными сигналами задает учитель, а ученики её дорабатывают самостоятельно каждый по мере изучения темы. Метод опорный сигналов В.Ф Шаталова фактически представляет собой метод моделирования, т.е. изучаемая тема представляется в виде модели, структуру которой опорными сигналами задает учитель, а ученики её дорабатывают самостоятельно каждый по мере изучения темы. Основная цель качественное усвоение темы. Самое сложное - опорные сигналы всё же создает учитель. Основная цель качественное усвоение темы. Самое сложное - опорные сигналы всё же создает учитель.
В моей методике целевые акценты несколько смещены сторону самостоятельной обработки информации. Ученики сами выбирают опорные сигналы - структурируют информацию, затем сами с этой структурой решают проблемно поисковую задачу по достройке модели, алгоритма, технологии. Чем хуже они создадут структуру, тем больше проблем себе создадут на следующем проблемно - поисковом этапе выполнения задания. В моей методике целевые акценты несколько смещены сторону самостоятельной обработки информации. Ученики сами выбирают опорные сигналы - структурируют информацию, затем сами с этой структурой решают проблемно поисковую задачу по достройке модели, алгоритма, технологии. Чем хуже они создадут структуру, тем больше проблем себе создадут на следующем проблемно - поисковом этапе выполнения задания.
Из выше изложенного следует, что тема «Моделирование» является центральной осью моей учебной программы. Какой бы важной тема не была, а время на её конкретное изучение ограничено, поэтому выше перечисленные методы обучения, которые я применяю при изучении учебного материала, фактически являются элементами моделирования, которые я практически закрепляю, изучая другие темы учебной программы. Из выше изложенного следует, что тема «Моделирование» является центральной осью моей учебной программы. Какой бы важной тема не была, а время на её конкретное изучение ограничено, поэтому выше перечисленные методы обучения, которые я применяю при изучении учебного материала, фактически являются элементами моделирования, которые я практически закрепляю, изучая другие темы учебной программы.
Применение проблемно поисковых методов и снятие запрета на использование источников информации на уроках, контрольных и даже экзаменах, способствуют разрушению комплекса «Если не знаю, всё, дальше пути нет». Применение проблемно поисковых методов и снятие запрета на использование источников информации на уроках, контрольных и даже экзаменах, способствуют разрушению комплекса «Если не знаю, всё, дальше пути нет». На моих уроках не существует запретов на использование источников информации. На моих уроках не существует запретов на использование источников информации.
РЕЗУЛЬТАТ применения метода Ученики в проблемной ситуации понимают,что необходимо включать мышление. Сначала, приходя в 8 класс, ученики воспринимают мою методику « в штыки», Сначала, приходя в 8 класс, ученики воспринимают мою методику « в штыки», затем в 9-ом классе спокойно, затем в 9-ом классе спокойно, в классе естественно или « Нам не нужно объяснять, мы сами всё сделаем». Появляется желание, получив задание, самостоятельно находить способы его решения. в классе естественно или « Нам не нужно объяснять, мы сами всё сделаем». Появляется желание, получив задание, самостоятельно находить способы его решения. Появляется уверенность, в том что включив мышление, они смогут самостоятельно справиться со многими проблемными ситуациями, однако, пока не у всех. Появляется уверенность, в том что включив мышление, они смогут самостоятельно справиться со многими проблемными ситуациями, однако, пока не у всех. Это то важное для жизни, что у них останется, когда они забудут всё, что учили в школе. Это то важное для жизни, что у них останется, когда они забудут всё, что учили в школе.
Спасибо за внимание!