Цели урока: систематизировать и обобщить сведения, полученные учащимися на предыдущем уроке; объяснить, почему выбирается та или иная форма кодирования; познакомить учащихся с методом координат. Основные понятия: код; кодирование; графический способ кодирования; числовой способ кодирования; символьный способ кодирования.
1. Что вы понимаете под кодированием информации? 2. С какой целью люди кодируют информацию? 3. Что можно назвать кодом?
1. Графический – с помощью рисунков и значков; 2. Числовой – с помощью чисел; 3. Символьный – с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст. Способы кодирования:
Задание 3: Выразите словами смысл следующего арифметического выражения = 5 Задание 4: Мальчик заменил каждую букву своего имени её номером в алфавите. Получилось Как зовут мальчика? Ответ: Руслан Если сумму одного, двух, трех, четырех и пяти разделить на разность десяти и семи, то получится пять.
Задание 5: Зная, что каждая буква исходного текста заменяется третьей после неё буквой в алфавите русского языка, который считается записанным по кругу, декодируйте следующие сообщения: А) жуцёг льл, г ргмжиыя – дзузёл; Б) фхгуюм жуцё оцъыз рсеюш жецш. б) Старый друг лучше новых двух. а) Друга ищи, а найдешь береги.
Задание 6: Каждой букве алфавита поставлена в соответствие пара чисел: первое число – номер столбца, а второе – номер строки следующей кодовой таблицы: клмноьъыэюя(пробел) 2 прстуфхчцшщ, 3 абвгдеёжзий. Пользуясь данной таблицей, расшифруйте головоломку: (1;1), (2;2), (1;3), (3;2), (10;3), (3;3), (12;1), (4,2), (5,1), (4,2), (12,2), (12,1), (1,1), (4,2), (5,1), (12,1), (1,1), (2,2), (1,3), (3,2), (10,3), (3,3), (5,1), (12,1), (1,2), (5,1), (3,2), (4,2), (5,2),(1,2),(1,3),(6,3), (4,2),(12,3). Красив тот, кто красиво поступает.
Прямоугольная система координат. Прямоугольная декартовая система координат. Горизонтальная ось – ось ОХ. Вертикальная ось – ось ОУ. Цифра 0 – начало координат.
Примеры:
Оси координат разбивают плоскость на четыре части, которые называются координатными четвертями.
Пример. Известны координаты пятнадцати точек: 1(4, 1), 2(4, 2), 3(1, 2), 4(4, 5), 5(2, 5), 6(4, 7), 7(3, 7), 8(5, 9), 9(7, 7), 10(6, 7), 11(8, 5), 12(6, 5), 13(£, 2), 14(6, 2), 15(6, 1). Если отметить эти точки на координатной плоскости, а затем соединить их отрезками в последовательности , то получим следующий рисунок:
Домашняя работа: 1.7, 1.8, 5 стр. 34, 34 (количество вариантов по желанию) стр