Чему следует учить на современном уроке. Сравнительный анализ.
На современном уроке следует: Отказаться от номиналистики предметного знания и стремиться закладывать фундамент универсального видения мира в координатах «природа- общество- человек»; Отказаться от номиналистики предметного знания и стремиться закладывать фундамент универсального видения мира в координатах «природа- общество- человек»; Отказаться от системы овладения буквой знаний и руководствоваться системой овладения духом знаний; Отказаться от системы овладения буквой знаний и руководствоваться системой овладения духом знаний; Не следует «разжёвывать» знания, а дать возможность ученику добывать знания в пределах своих потребностей; Не следует «разжёвывать» знания, а дать возможность ученику добывать знания в пределах своих потребностей; Следует не передавать знания, а формировать жизненно важные качества личности ученика; следует готовить не к поступлению в университет, а к жизни; Следует не передавать знания, а формировать жизненно важные качества личности ученика; следует готовить не к поступлению в университет, а к жизни; Следует вести ученика не к накоплению знаний, а к социальной мудрости. Следует вести ученика не к накоплению знаний, а к социальной мудрости.
Современный урок Традиционный процесс обучения 1. Всему можно научиться Всему можно научить 2. Активный центр деятельности - ученик Активный центр деятельности учитель 3. Ученик – активный наблюдатель Ученик – пассивный наблюдатель. 4. Ученик трудится в поте лица Учитель трудится в поте лица 5. Учитель обладает умением приспособить соответствующий учебный материал к особенностям восприятия школьника, умение превратить предмет из вещи в себе в вещь для ученика. Умеет использовать предмет для формирования жизненно- важных компетенций Учитель владеет предметом 6. Децентрированный процесс обучения Учитель-носитель знаний на уроке. 7. Учитель - организатор, планировщик, режиссер и соучастник. Главное действующее лицо в пьесе, называемой учением, ученик Урок – моноспектакль, учитель - режиссер и исполнитель этого спектакля. Функция учителя – дать знания
Современный урок Традиционный процесс обучения 8. Учитель – менеджер урока. Функция учителя – организовать процесс так, чтобы ученик имел возможность добыть знания Выдержанная структура урока. 9. Учитель владеет знаниями педагогики и психологии Учитель обладает умением структурирования учебного материала по урокам 10. Урок состоялся - когда каждый ученик в пределах своих интеллектуальных и творческих способностей действовал максимально активно и получил что-то полезное или важное для себя Урок состоялся – когда учитель остался доволен собой
Современный урок Традиционный процесс обучения 11. Учитель и ученик партнёры. Умение "влезть в шкуру" своего ученика, потому что тогда и только тогда учитель с учеником могут стать настоящими партнерами по диалогу, где у обеих сторон одинаково есть и право, и ответственность спрашивать, отвечать, влиять, определять. Ученик на уроке ведет диалог, но учитель оставляет за собой право спрашивать, влиять и определять. 12. На уроке, где в центре деятельности стоит ученик, может царить внешне неспокойная, даже шумная атмосфера; если смотреть и слушать со стороны, возможно, может появиться впечатление, что здесь многое происходит стихийно и не прогнозируемо, что учитель не заботится о соблюдении дисциплины - чтобы была тишина и говорили только по одному. 12. В классе должна царить тишина, учащиеся должны говорить по одному – должна быть дисциплина.
Сравнительный анализ современного урока и традиционного урока в контексте педагогического менеджмента Традиционный урок Современный урок Организационный момент- 3 мин Проверка домашнего задания -5-7 мин Самостоятельное усвоение новой информации(1)- 5-7 мин Объяснение нового материала- 10 мин Выполнение учебных заданий – 35 мин (2) Закрепление нового материала-15 мин Итоги урока – 3 мин (3) Анализ выполненных заданий и объявление оценок- 5 мин Домашнее задание -3-5 мин
В современном уроке львиная доля времени отводится деятельности учащихся на уроке- 35 минут. Для того, чтобы организовать эту деятельность, следует урок оснастить учебными заданиями. Ассоциативная модель таксономии учебных заданий по Блуму на современном уроке: Это целостный проект дома, который строит учащийся за один урок; Это целостный проект дома, который строит учащийся за один урок; Дом состоит из фундамента, который формируется с помощью учебных заданий первого, второго и третьего уровней (Внимание! Каждый ученик должен выложить фундамент дома!!!) Дом состоит из фундамента, который формируется с помощью учебных заданий первого, второго и третьего уровней (Внимание! Каждый ученик должен выложить фундамент дома!!!) Строительство первого этажа завершается выполнением заданий четвёртого уровня; Строительство первого этажа завершается выполнением заданий четвёртого уровня; Строительство второго этажа завершается выполнением заданий пятого уровня; Строительство второго этажа завершается выполнением заданий пятого уровня; Строительство третьего этажа завершается выполнением заданий шестого уровня; Строительство третьего этажа завершается выполнением заданий шестого уровня; Внимание! Каждый ученик строит столько этажей, сколько позволит ему время, отведённое на один урок!!! Условия для всех одинаковы. Внимание! Каждый ученик строит столько этажей, сколько позволит ему время, отведённое на один урок!!! Условия для всех одинаковы.
Что может мешать реализации современного урока в контексте педагогического менеджмента: Командно- административная педагогика, выстроенная на школьной дисциплине и фронтальном методе обучения; Командно- административная педагогика, выстроенная на школьной дисциплине и фронтальном методе обучения; Доминанта на уроке гностической функции педагога; Доминанта на уроке гностической функции педагога; Цели- ориентация урока на формирование знаний у учащихся; Цели- ориентация урока на формирование знаний у учащихся; Проектирование целей на основе содержания; Проектирование целей на основе содержания; Ориентация урока на «среднего ученика» Ориентация урока на «среднего ученика»
Чтобы урок состоялся ( зарубки на память) Учитель имеет набор учебных заданий по таксономии Блума; Учитель имеет набор учебных заданий по таксономии Блума; Учитель не мешает ученикам работать на уроке. Доведите до минимума фронтальное обучение, чтобы дать возможность ученикам работать в своём ритме и на пределе своего интеллектуального и творческого потенциала; Учитель не мешает ученикам работать на уроке. Доведите до минимума фронтальное обучение, чтобы дать возможность ученикам работать в своём ритме и на пределе своего интеллектуального и творческого потенциала; Не пытайтесь сами излагать или разъяснять содержание урока, так как вы этим лишаете учащихся прекрасных мгновений открытия новых истин. «Чем больше разжёвывают, тем труднее проглотить» Даниил Рудый; Не пытайтесь сами излагать или разъяснять содержание урока, так как вы этим лишаете учащихся прекрасных мгновений открытия новых истин. «Чем больше разжёвывают, тем труднее проглотить» Даниил Рудый; Учитель в конце урока даёт возможность каждому ученику оценить свою работу. Учитель в конце урока даёт возможность каждому ученику оценить свою работу.
Несколько постулатов: Учитель может научить только тому, чем сам владеет в совершенстве; Учитель может научить только тому, чем сам владеет в совершенстве; Уинстон Черчилль говорил, что ни один президент, ни одно правительство не имеет такую власть, как учитель; Уинстон Черчилль говорил, что ни один президент, ни одно правительство не имеет такую власть, как учитель; Учитель творит себе подобных. Учитель творит себе подобных.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!