Учитель географии М Б ОУ СОШ 6 Петряник Т. С.
География своего края является одной из тем курса географии в 8 (9) классе. Место её изучения может определить сам учитель. Она может изучаться вместе с крупным регионом, например, Европейский Юг (9 класс), в состав которого край входит, а также в конце большой темы, например, внутренние воды своего региона (8 класс). Во всех случаях изучение темы: «География своего региона» сводится к тому, чтобы привести в систему предварительно полученные знания, соединить и взаимосвязать отдельные сведения в комплексной географической характеристике края. В курсе физической географии (8 класс) учащиеся знакомятся с природой и населением не только своей страны, но и своего региона, сведения о которых расширяются при изучении различных тем программы 9 класса, кубановедения. Тема «География Краснодарского края» - это своеобразный итог всей краеведческой работы учащихся. При изучении реализуются все ранее полученные знания. Специфика географии как учебного процесса заключается в том, что необходимым условием его усвоения является наличие у школьников умений пользоваться различными источниками географической информации: картами, статистическими данными, текстом и т. д. Овладеть этими умениями можно в ходе выполнения практических работ. У школьников проблемы при выполнении практических работ связаны, прежде всего с тем, что они многие действия выполняют неосознанно, на основе подражания, копирования. Всё это приводит к перегрузке, к низкой успеваемости по предмету. Чтобы избежать этого, желательно выполнять следующие требования: Знакомить уч-ся с целью проведения каждой практической работы, возможными формами отражения её результатов. Использовать контурные карты для успешной реализации дифференцированного обучения. Создавать творческую атмосферу сотрудничества, не сковывать инициативу уч-ся, а предлагать им различные пути достижения намеченной цели. Использовать творческий задания, оригинальные способы фиксации результатов работы (по желанию уч-ся). Методика изучения географии своего региона рассматривается не изолированно, а в связи с соседними территориями, со всей страной.
Виды практических работ по географии. По содержанию: - Определение географического положения объекта, расстояний, географических координат и др. - Характеристика компонента природы, ПТК, отрасли хозяйства и др. - Оценка природных ресурсов территории, условий жизни и деятельности человека. - Объяснение закономерностей размещения полезных ископаемых, отраслей хозяйства, населения, влияние природы на жизнь и деятельность человека и т. д. - Прогнозирование последствий влияния деятельности человека на природу и т. д. По уровню самостоятельности: - Работа в классе под руководством учителя. - Работа в группе с помощью одноклассников. - Работа в классе или дома с использованием инструктивных карточек, памяток, приёмов и т.д. - Самостоятельная работа дома, в классе и т. д. По форме фиксации результатов: - В тетради в виде семы, каты – схемы. - На контурной карте. - Подготовка реферата. - Построение плана местности. По форме организации деятельности уч-ся: - Индивидуальная работа дома, в классе и т. д. - Групповая работа в классе. По источникам используемой географической информации: Карта, текст, профиль, диаграмма, картина, электронный учебник, рисунок, схема, таблица, кино, диафильм, аэрокосмические снимки, компьютер.
Вопросы и задания, которые можно использовать при выполнении практических работ по своему региону. 1 вариант 1. Используя карту, охарактеризуйте физико – географическое положение Краснодарского края. Выполнить задание на контурной карте. 2. С какими зарубежными государствами наш край имеет сухопутные и морские границы? 3. Определите кратчайшее расстояние по карте от вашего населённого пункта до Чёрного, Азовского моря, краевого центра и до столицы России. 4. Наш край пересекает 45-я параллель. На одинаковом ли расстоянии в градусах и километрах мы находимся от Северного полюса и от экватора? Обоснуйте ответ. 2 вариант 1. Какие крупные геологические структуры определяют рельеф территории края? Нанесите основные тектонические структуры на контурную карту. 2. Сравните геологические отложения, составляющие равнинную и горную части. 3. Как вы считаете, находится ли Краснодарский край в сейсмоопасной зоне? Обоснуйте ответ. 3 вариант 1. Нанесите на контурную карту основные формы рельефа Краснодарского края. 2. Дайте характеристику рельефа Таманского полуострова. Назовите продукты извержения грязевых вулканов и причину активности земной коры в этом месте. 4 вариант 1. Нанесите на контурную карту основные месторождения полезных ископаемых. Объясните закономерность их размещения. 2. Расскажите о применении нефти, природного газа, цемента, гипса, известняка. 3. Что вы знаете о применении подземных вод в вашем крае? 5 вариант 1. Нанесите на контурную карту климатические пояса. Напишите отметки максимальной и минимальной температур. Определите самое сухое и самое влажное место в крае. 2. Чем объясняется наличие в нашем крае наличие двух климатических поясов? 3. Характеристика климатических особенностей края (построение графика годового хода температуры, начертить таблицу изменения температуры воздуха за месяц, год и т. д.).
6 вариант 1. Нанесите на контурную карту основные реки и озёра Краснодарского края. Их характеристика, т. е. связь с климатом, рельефом и т. д. 2. Нарисовать схему реки и её притоков. 7 вариант 1. Нанесите на контурную карту почвы края, определите типы почв, которые преобладают в регионе. 2. Нанесите на контурную карту природные зоны Краснодарского края, приведите примеры распространения растительности по зонам. 3. Обозначьте на контурной карте заповедные места Краснодарского края. 4. Создание комплексного профиля какого – либо региона Краснодарского края (по линии Краснодар – Абинск).
Рассматриваемые вопросы в 8 классе
Границы и административно – территориальное устройство Краснодарского края
Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые Краснодарского края
Климат и климатические ресурсы Краснодарского края
Внутренние воды и водные ресурсы Краснодарского края
Почвы и почвенные ресурсы Краснодарского края
Растительный и животный мир. Биологические ресурсы Краснодарского края.
Природные зоны Краснодарского края. Экологические проблемы.
Рассматриваемые вопросы в 9 классе Европейский Юг. Состав района. Особенности географического положения. Высокая плотность населения, очаги его концентрации. Повышенная доля сельского населения. Этническое разнообразие. Христианство и ислам. Многонациональность и межнациональные проблемы. Агропромышленный комплекс – единственный в стране район субтропического земледелия. Сельскохозяйственное, транспортное и энергетическое машиностроение. Цветная металлургия. Топливно-энергетический комплекс. Рекреационное хозяйство Северного Кавказа: курортное хозяйство, туризм и альпинизм. Возрастающая роль рекреационных районов. Роль черноморских портов в развитии хозяйства страны. Сложности решения социально-экономических проблем республик Северного Кавказа.