Урок биологии в 6 классе Наследницкая СОШ учитель биологии Смирнова С.П. МОУ
ТЕСТ 1. Грибы выделяют в А. род ; В. царство; Б. семейство; Г. порядок. 2. Признаком грибов, сближающим их с царством растений, является А. гетеротрофный способ питания; Б. верхушечный рост мицелия гриба; В. наличие мочевины в качестве промежуточного продукта метаболизма; Г. наличие хитина в клеточных стенках. 3. Плодовое тело шляпочного гриба образовано А. шляпкой и мицелием; В. шляпкой и ножкой; Б. ножкой и мицелием; Г. микоризой и спорангием.
4. Какого способа добывания пищи среди грибов не встречается? А. сапрофиты; В. хищные; Б. паразиты; Г. фотосинтезирующие. 5. К грибам, получающим органические вещества из корней деревьев, относятся: А. мукор; В. дрожжи; Б. пеницилл; Г. подберезовик. 6. Среди перечисленных грибов шляпочными не являются: А.сыроежка и подберезовик; В. белый и груздь; Б. мукор и пеницилл; Г. мухомор и бледная поганка. 7. Прочность клеточной оболочки грибам придает А. пектин; В. целлюлоза; Б. хитин; Г. гликоген.
8. К грибам паразитам относят: А. бледная поганка и мухомор; Б. пеницилл и мукор; В. гриб трутовик и головня; Г. шампиньоны и вешенки. 9. Грибы не могут размножаться А. семенами; В. спорами; Б. вегетативно; Г. половым путем. 10. Среди перечисленных грибов пластинчатыми являются: А. сыроежка и опенок; Б. подберезовик и белый; В. подосиновик и лисичка; Г. масленок и шампиньон. ОТВЕТЫ: 1- В; 2- Б; 3- В; 4- Г; 5- Г; 6- Б; 7- Б; 8- В; 9- А; 10- А.
«ЧЕЛОВЕКОЛЕВ»
«ГРИБОВОДОРОСЛЬ»
Тема урока
ЦЕЛИ УРОКА: 1. Продолжить развивать представление о многообразии живых организмов на Земле. 2. Познакомиться с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников, как симбиотических организмов, состоящих из гриба и водоросли.
Внутреннее строение лишайника Клетки водоросли Грибница гриба
Внутреннее строение лишайника Клетки водоросли Грибница гриба
ЛИШАЙНИКИ НАКИПНЫЕ ЛИСТОВАТЫЕКУСТИСТЫЕ
Накипные – тело всей поверхностью плотно срастается с камнями или с другим субстратом, на котором они обитают. Накипные лишайники похожи на коричнево-серую накипь. Обитают на поверхности почвы, коре деревьев, камнях. Накипные – тело всей поверхностью плотно срастается с камнями или с другим субстратом, на котором они обитают. Накипные лишайники похожи на коричнево-серую накипь. Обитают на поверхности почвы, коре деревьев, камнях. Представители: Леканора, плакодиум, графис, бацидия. Накипные – тело всей поверхностью плотно срастается с камнями или с другим субстратом, на котором они обитают. Накипные лишайники похожи на коричнево-серую накипь. Обитают на поверхности почвы, коре деревьев, камнях. Накипные – тело всей поверхностью плотно срастается с камнями или с другим субстратом, на котором они обитают. Накипные лишайники похожи на коричнево-серую накипь. Обитают на поверхности почвы, коре деревьев, камнях. Представители: Леканора, плакодиум, графис, бацидия.
Листоватые – тело представляет собой более или менее плотное слоевище округлой формы, часто с изрезанными краями или рассечены на мелкие лопасти. Диаметр до 20 см. Прикрепляются к субстрату пучками грибных нитей. Распространены на камнях и деревьях. Листоватые – тело представляет собой более или менее плотное слоевище округлой формы, часто с изрезанными краями или рассечены на мелкие лопасти. Диаметр до 20 см. Прикрепляются к субстрату пучками грибных нитей. Распространены на камнях и деревьях. Представители: Пармелия, ксантория, лобария, пельтигера. Листоватые – тело представляет собой более или менее плотное слоевище округлой формы, часто с изрезанными краями или рассечены на мелкие лопасти. Диаметр до 20 см. Прикрепляются к субстрату пучками грибных нитей. Распространены на камнях и деревьях. Листоватые – тело представляет собой более или менее плотное слоевище округлой формы, часто с изрезанными краями или рассечены на мелкие лопасти. Диаметр до 20 см. Прикрепляются к субстрату пучками грибных нитей. Распространены на камнях и деревьях. Представители: Пармелия, ксантория, лобария, пельтигера.
Кустистые. Наиболее высокоорганизованные. Слоевище по внешнему виду напоминает кустарничек. Размер до 50 см. Эпифитные повисающие лишайники (уснея) могут достигать длины 8 метров. Кустистые. Наиболее высокоорганизованные. Слоевище по внешнему виду напоминает кустарничек. Размер до 50 см. Эпифитные повисающие лишайники (уснея) могут достигать длины 8 метров. Представители: Кладония (в том числе ягель), бородач, цетрария, уснея, эверния. Представители: Кладония (в том числе ягель), бородач, цетрария, уснея, эверния. Кустистые. Наиболее высокоорганизованные. Слоевище по внешнему виду напоминает кустарничек. Размер до 50 см. Эпифитные повисающие лишайники (уснея) могут достигать длины 8 метров. Кустистые. Наиболее высокоорганизованные. Слоевище по внешнему виду напоминает кустарничек. Размер до 50 см. Эпифитные повисающие лишайники (уснея) могут достигать длины 8 метров. Представители: Кладония (в том числе ягель), бородач, цетрария, уснея, эверния. Представители: Кладония (в том числе ягель), бородач, цетрария, уснея, эверния.
Лишайники Челябинской области, занесенные в Красную книгу: Коллема чешуйчатая Эверния сливовая Гипогимния биттера Гипогимния ленточная Уснея цветущая Уснея длиннейшая Лобария легочная Цибебе стройная Рамалина мучнистая
Самостоятельная работа Значение лишайников в природе и жизни человека: 1. Являются первопоселенцами жизненных пространств. 2. Участвуют в первичном почвообразовании. 3. Некоторые виды, живущие на стволах деревьев, могут защищать их от проникновения спор грибов-паразитов или являться убежищем для насекомых-вредителей деревьев. 4. Являются пищей для многих копытных животных. 5. Некоторые виды используются в пищу человеком. 6. Природные красители. 7. Используют в медицине. 8. Используют в парфюмерной промышленности. 9. Некоторые виды служат для определения возраста горных пород (лихенометрия). 10. Являются индикаторами загрязнения воздуха (лихеноиндикация).
Итог урока - Где растут лишайники? - Что представляет собой организм лишайника? - Как питаются лишайники? - Почему лишайники называют пионерами формирования растительного покрова?
Домашнее задание §13, отвечать на вопросы в конце параграфа, знать основные термины.