ТЕМА УРОКА Взаимоотношения человека и природы как фактор развития биосферы
Цели и задачи урока : Раскрыть особенности влияния человека на биосферу ; Углубить знания об экологии ; Рассмотреть основные направления программы устойчивого развития.
Влияние человека на биосферу. Этапы : 1) Человек – естественный компонент биогеоценозов. 2) Расселение людей, развитие земледелия и скотоводства – изменение окружающей среды. 3) Добыча человеком полезных ископаемых – изменение характера глобального круговорота веществ и энергии на Земле.
Добыча угля
Добыча нефти
Этапы влияния человека на биосферу 4) Включение в круговорот веществ продуктов переработки. 5) Сокращение численности растений и животных в результате разрушения мест их обитания. 6) Появление массовых средовых заболеваний ( аллергии, стресса, отравлений, уродств ).
Экология научная основа сохранения биосферы ; открывает законы, управляющие процессами в биосфере ; решение проблем сохранения жизни на Земле зависит от взаимодействия человека и природы.
Экологическая культура Единство экологической образованности, экологического сознания и экологической деятельности, направленной на гармонизацию взаимоотношений между обществом и природой.
Задачи устойчивого развития 1987 г.- Международная комиссия по окружающей среде и развитию – доклад « Наше общее будущее »; 1992 г.- конференция ООН по окружающей среде – программа « Повестка дня на 21 век ».
Главные направления программы : Предложены меры для достижения устойчивого равновесия между потреблением ресурсов, ростом населения и способностью Земли поддерживать жизнь. Названы технологии, безопасные для природы и удовлетворяющие потребности людей. Выдвинута программа экологического просвещения населения стран мира.
Вывод : Человек может выжить, только кардинально изменив стратегию своих взаимоотношений с биосферой.
Домашнее задание Параграф 14; Предложите приоритетные направления устойчивого развития нашего города ( района, области ).