© С.Р.Филонович Проблема делокализации и сохранения знания© С.Р.Филонович ПРОБЛЕМА ДЕЛОКАЛИЗАЦИИ И СОХРАНЕНИЯ ЗНАНИЯ С.Р.Филонович, д.ф.-м.н., профессор,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проблемы управления знаниями: возникновение и междисциплинарный характер © С.Р.Филонович ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ: ВОЗНИКНОВЕНИЕ И МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ.
Advertisements

Как использовать ИТ в управлении знаниями?. Ваша задача: Составить список (перечень) возможностей ИТ в управлении знаниями.
Принципы менеджмента качества. Восемь принципов менеджмента качества п.0.2: Ориентация на потребителя. Лидерство руководителя. Вовлечение работников.
© мим линк, 2010 Международная научно-практическая конференция «Роль бизнес-образования в системе управления знаниями» Москва апреля 2010 г. Управление.
Комплекс знаний в организации 1. Что такое знания 2. Индивидуальные и групповые знания 3. Содержание менеджмента знаний 4. Практика управления знаниями.
Ключевые компетенции университета 21 ноября 2007г. с позиций теории заинтересованных сторон опыт ВГУЭС Солодухин К.С. зав. лабораторией стратегического.
Сеть социальных лидеров Бюджетное учреждение Ханты – Мансийского автономного округа – Югры Методический центр развития социального обслуживания» г. Сургут,
Anna Vlasova. School of HRM, kmbs 1 Изменение роли HR- менеджера в контексте глобализации (Э.Шайн)
Городской общественный сектор Цилинская Е.Н. ФЭУТ IV-1.
2. Система и инструменты внутреннего маркетинга ВНУТРЕННИЙ МАРКЕТИНГ.
© С.Р.ФилоновичLife-Long Learning: последствия и возможности для университетов© С.Р.Филонович LIFE-LONG LEARNING: ПОСЛЕДСТВИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ УНИВЕРСИТЕТОВ.
Капиталы перемещаются в отрасли, которые базируются на создании знания: увеличение доли интеллектуального капитала в создании добавленной стоимости товара;
КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА УНИВЕРСИТЕТА: ПРОБЛЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ Пискунова Елена Витальевна, Российский государственный педагогический университет.
Тема 6. Конкуренция и конкурентные преимущества на рынке товаров и услуг.
Организационная культура и управление результативностью Совершенствование культуры как основа для эффективной реализации стратегии компании Яхонтова Елена.
Формирование команд. Чем группа отличается от команды?
Кулешов И.В., председатель МО естественных наук, учитель химии. Нематериальные активы организации 15 ноября 2011г. Семинар РЦ «Место знания в системе развития.
Информационная система удержания и развития инженерной экспертизы компании ЕВРАЗ.
Организация управления знаниями на предприятиях малого и среднего бизнеса Емшанова Татьяна Владимировна «ВицеВерса Консалтинг»
Инновации в управлении персоналом как ресурс работы PR-специалиста Сергеева Виктория И-121 РГУИТП СФ Ключ к успеху бизнеса в инновациях.
Транксрипт:

© С.Р.Филонович Проблема делокализации и сохранения знания© С.Р.Филонович ПРОБЛЕМА ДЕЛОКАЛИЗАЦИИ И СОХРАНЕНИЯ ЗНАНИЯ С.Р.Филонович, д.ф.-м.н., профессор, декан Высшей школы менеджмента Государственного университета - Высшей школы экономики

© С.Р.Филонович Проблема делокализации и сохранения знания© С.Р.Филонович СПЕЦИФИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА И ОГРАНИЗАЦИИ В ЭКОНОМИКЕ ЗНАНИЯ В новой экономике знания становятся основным конкурентным преимуществом как организации, так и человека. Знания локализованы в конкретном человеке. Такая локализация обращает отношения между человеком и организацией, существовавшие в индустриальную эпоху: теперь человек для организации становится важнее, чем организация для человека. Для организации эти отношения таят серьезную опасность.

© С.Р.Филонович Проблема делокализации и сохранения знания© С.Р.Филонович ЛОКАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЯ И УГРОЗА ЕГО ПОТЕРИ Потеря человека для организации в условиях локализации знания автоматически означает потерю знания и, следовательно, части конкурентных преимуществ. Такая ситуация отчасти является следствием системы обмена, возникшей на предшествующих этапах развития цивилизации. Современная система обмена была эффективной в индустриальную эпоху, когда функционировала система «товар – деньги – товар». Однако знание существенно отличается от товара!

© С.Р.Филонович Проблема делокализации и сохранения знания© С.Р.Филонович ОТЛИЧИЕ ЗНАНИЯ ОТ ТОВАРА Товар «дефицитен», знание – нет. Обладание товаром эксклюзивно, в то время как маржинальные издержки, связанные с распространением знания, стремятся к нулю. Объем знания не уменьшается с ростом числа его обладателей, и никто не должен отказываться от своих знаний, чтобы ими обладали другие.

© С.Р.Филонович Проблема делокализации и сохранения знания© С.Р.Филонович ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО БЛАГА ОБЩЕСТВЕННОЕ БЛАГО - товары и услуги, предоставляемые государством его гражданам на равных началах. Такие блага не могут быть предоставлены отдельным лицам без предоставления их другим лицам. ОБЩЕСТВЕННОЕ БЛАГО отличается двумя свойствами: несоперничеством в потреблении и неисключаемостью.

© С.Р.Филонович Проблема делокализации и сохранения знания© С.Р.Филонович ТАК ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ЗНАНИЕ В НОВОЙ ЭКОНОМИКЕ: ОБЩЕСТВЕННОЕ БЛАГО ИЛИ КАПИТАЛ? ЕСЛИ КАПИТАЛ, ТО КАКОГО РОДА? КАК ЕГО СОЗДАВАТЬ, КАК СОХРАНЯТЬ И НАРАЩИВАТЬ?

© С.Р.Филонович Проблема делокализации и сохранения знания© С.Р.Филонович Социальный капитал «Социальный капитал отражает характер социальных связей внутри организации, которые определяют уровень ориентации ее членов на коллективные цели и взаимное доверие» К.Р. Лина и Г.Дж. Ва Берден III Человеческий капитал компании© С.Р.Филонович СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ Кому принадлежит социальный капитал?

© С.Р.Филонович Проблема делокализации и сохранения знания© С.Р.Филонович ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО И СОЦИАЛЬНОГО КАПИТАЛА Коллективная генерация знания (интеллектуального капитала) невозможна без создания социального капитала Личность в организации должна быть заинтересована в увеличении социального капитала Делокализация знаний невозможна без доверия, выражением которого является величина социального капитала, которым обладает конкретная организация

© С.Р.Филонович Проблема делокализации и сохранения знания© С.Р.Филонович ДОВЕРИЕ Готовность поставить себя в уязвимое положение по отношению к другим людям. Доверие является предпосылкой и результатом успешных совместных действий.

© С.Р.Филонович Проблема делокализации и сохранения знания© С.Р.Филонович ВИДЫ ДОВЕРИЯ преходящее преходящее (инструментальное, трансакционное) доверие основано на оценке вероятности непосредственной выгоды устойчивое устойчивое доверие основано на опыте предшествующих взаимодействий и уверенности в порядочности партнера диадное диадное доверие существует между двумя сторонами, знающими друг друга системное системное доверие не предполагает знание партнера а основано на репутации или принадлежности

© С.Р.Филонович Проблема делокализации и сохранения знания© С.Р.Филонович ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ДОВЕРИЯ К ИСТОЧНИКУ ЗНАНИЙ Демографическое сходство Организационное сходство Социальный капитал Поведение носителей знаний

© С.Р.Филонович Проблема делокализации и сохранения знания© С.Р.Филонович ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ДОВЕРИЯ К НОСИТЕЛЮ ЗНАНИЙ ФакторыОпределениеВлияние на веру в компетентность Влияние на веру в доброжелатель- ность Общий язык Одинаковое понимание темы, использование сходного жаргона и терминологии Да Общее видение То, насколько носитель знаний и обратившийся к нему, разделяют цели и заботы друг друга Да Осмотритель- ность Способность носителя знаний сохранять конфиденциальность Да Восприимчи- вость Способность носителя знаний выслушать других НетДа Прочные связи Тесные взаимоотношения и частое общение между сторонами НетДа

© С.Р.Филонович Проблема делокализации и сохранения знания© С.Р.Филонович ИСТОЧНИКИ ВАЖНОЙ ИНФОРМАЦИИ По Р.Кроссу и др. (2001)

© С.Р.Филонович Проблема делокализации и сохранения знания© С.Р.Филонович СООБЩЕСТВА ПРАКТИКОВ И СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ Общий контекст Отношения Связи Социальный капитал Результаты деятельности организации Быстрое обучение новых сотрудников Повышение скорости реагирования на запросы клиентов Предотвращение повторных разработок и изобретений Повышение уровня инновационности Сообщества практиков По Э.Л.Лессеру и Дж.Сторку

© С.Р.Филонович Проблема делокализации и сохранения знания© С.Р.Филонович РОЛИ В СООБЩЕСТВА ПРАКТИКОВ 1.Специалист в предметной области 2.Член основной команды 3.Член сообщества 4.Лидер 5.Спонсор 6.Посредник 7.Координатор проекта 8.Журналист 9.Наставник 10. Администратор / координатор мероприятия 11. Технолог По М.А.Фонтейну

© С.Р.Филонович Проблема делокализации и сохранения знания© С.Р.Филонович СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ Социальная сеть до принятия мер Социальная сеть после принятия мер (девять месяцев спустя) Обмен информацией в группе экспертов-консультантов Из работы Р.Кросса, С.П.Боргатти и Э.Паркера (2002)

© С.Р.Филонович Проблема делокализации и сохранения знания© С.Р.Филонович СОПРЯЖЕНИЕ НОВЫХ ПОНЯТИЙ И ОБЩЕПРИНЯТЫХ ТЕРМИНОВ Системное доверие возникает в организациях с корпоративной культурой определенного типа Важнейшая задача управления знаниями - их делокализация посредством как структурных, так и процессных решений В экономике знаний требует переосмысления отношения собственности Индивидуализация конкуренции требует от человека освоения новых навыков