Мастер-класс Использование ИКТ на уроках биологии.
Актуальность вопроса. Применение современных информационных технологий в обучении - одна из наиболее важных и устойчивых тенденций развития мирового образовательного процесса. Информатизация существенно повлияла на процесс приобретения знаний. Новые технологии обучения на основе информационных и коммуникационных позволяют интенсифицировать образовательный процесс, увеличить скорость восприятия, понимания и глубину усвоения огромных массивов знаний.
Понятие и содержание объекта и предмета – информационные технологии. Информационная технология обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которого является компьютерная техника и программные средства. Информационная технология обучения предполагает использование наряду с компьютерной техникой специализированные программные средства.
Под программным средством учебного назначения понимается ПС, в котором отражается некоторая предметная область, где в той или иной мере реализуется технология ее изучения, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности. Такие ПС, функционально поддерживающее различные виды учебного процесса, называются педагогическими программными средствами (ППС). Программные средства.
Классификация ППС по методическому назначению. 1. компьютерные учебники (уроки); 2. программы-тренажеры (репетиторы); 3. контролирующие (тестовые оболочки); 4. информационно-справочные (энциклопедии); 5. имитационные; 6. моделирующие; 7. демонстрационные (слайд-или видео- фильмы); 8. учебно-игровые;
Ответим на вопрос? « Для чего же используется компьютерная техника на уроках и какие цели и методические задачи можно решить с использованием средств ИТ?»
1. Развитие личности. Формирование информационной культуры (так называемой «компьютерной грамотности»). Развитие умений экспериментально- исследовательской деятельности. Общая информационная подготовка пользователя. Подготовка специалиста в определенной области.
2. Интенсификация учебно- воспитательного процесса Активизация познавательной деятельности учащихся. Повышение эффективности и качества обучения. Углубление межпредметных связей за счет интеграции информационной и предметной подготовки.
3. Методические задачи, решаемые средствами ИТ. Визуализация знаний. Моделирование объектов, процессов и явлений. Создание и использование информационных баз данных. Доступ к большому объему информации, представленному в занимательной форме, благодаря использованию средств мультимедиа. Формирование умений обрабатывать информацию при работе с компьютерными каталогами и справочниками
Система использования ИТ при обучении биологии. 1. Этап Выявление уч. мат., требующего компьютерной подачи 2. Этап Подбор и создание информационных продуктов 3. Этап Применение созданных и подобранных информационных продуктов 4. Этап Анализ эффективности использования информационных продуктов.
1. Начало урока, объявление темы и целей
2. Объяснение нового материала (несколько слайдов из данного этапа урока)
3.Закрепление
Организация самостоятельной работы учащихся на уроке с использованием средств ИТ. Работа учащихся с применением обучающих программ и инструктивными картами к ним. Лабораторный практикум по биологии 6-11 классы.
Организация контроля знаний, умений, навыков. Применение тестовых оболочек. Используется конструктор тестов.
В процессе работы созданы следующие педагогические программные продукты: 1. Разработаны и проведены медиа-уроки. 2. Разработана программа кружка, на занятиях которого предусмотрено применение ИТ. 3. Разработан дидактический материал по различным разделам биологии. 4. Создается электронная база данных рефератов по предмету.
Итоги. Трехгодичный опыт работы в системе показал эффективность такой работы. Свидетельство тому повышение познавательной активности учащихся, их мотивации к учению - о чем можно судить по повышению успеваемости в классах, где обучение строилось с применением информационных технологий.