Рефлексия на уроках биологии
Стратегии обучения традиционная (учитель – центральная фигура, направляет обучение ученика на приобретение «правильной» информации) гуманистическая (центральная фигура – ученик, его цель – научиться учиться, учитель организует и облегчает процесс познания).
Рефлексивное управление, реализующее гуманистическую стратегию педагогического взаимодействия, во- первых, ставит ученика в позицию активного субъекта учения, во-вторых, развивает способность ученика к самоуправлению собственным учением и, наконец, организует процесс обучения как решение учебно-познавательных проблем на основе творческого диалога с учащимися
Этапы работы учителя Ситуации успеха Интеллектуальный конфликт Учебная задача Рефлексия
Рефлексия это осмысление человеком собственных действий, размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. В обучении она подразумевает исследование уже осуществленной деятельности с целью фиксации её результатов и повышения в дальнейшем её эффективности.
Этапы рефлексии 1. Остановка предметной деятельности. 2. Восстановление последовательности выполненных действий. 3. Изучение составленной последовательности. 4. Выявление и формулирование результатов рефлексии. 5. Проверка гипотез на практике в последующей предметной деятельности.
ориентировочные вопросы, предлагаемые в качестве опоры для размышления: Каковы мои главные результаты, что я понял, чему научился? Какие задания вызвали у меня наибольший интерес и почему? Как я выполнял задания, каким способом? Что я чувствовал при этом? Каковы были мои основные трудности и как я их преодолевал? и т.д.
Виды рефлексии текущая рефлексия - осуществляется по ходу учебного процесса итоговая рефлексия - завершает логически и тематически замкнутый период деятельности
в конце четверти или учебного года, на котором ученикам предлагается ответить на такие вопросы, как: Каков мой самый большой успех за этот год (четверть)? Благодаря чему и как я смог его добиться? В чем я изменился? Каковы мои продвижения в знаниях? Что я понял о своем незнании? В чем состоят мои трудности? Как я их преодолеваю? Что у меня раньше не получалось, а теперь получается? Что я научился делать хорошо? Какие новые виды деятельности и способы я освоил? и т.д.
На первом уроке четверти ребята заполняют анкету следующего содержания: 1. За предыдущую четверть по биологии имею отметку 2. Отметка: объективна, завышена, занижена (нужное подчеркнуть) 3. Думаю, что в этой четверти я смогу заработать отметку 4. Для этого мне нужно 5. У меня пока не получается
Рефлексивный компонент на уроке. короткая беседа в конце урока закончить (устно или письменно) некоторые из предложений. самооценивание или взаимооценивание заполнение записей по выводам урока творческие задания заполнить резюме
Рефлексивный, думающий учитель ориентируется не только на программные требования, подбирая материал к уроку, но оценивает его содержание как бы глазами своего ученика, предвосхищая его отношение к преподаваемому содержанию, предугадывая трудности его усвоения, возможные неудачи и ошибки в учении.