Использование цифрового микроскопа на уроках биологии Балакирева Арина Сергеевна Учитель биологии высшей категории МАОУ «Гуманитарный лицей» г. Пскова
Новый Федеральный государственный образовательный стандарт Устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам обучения. Подразумевает переход от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей обучающихся, на основе системно- деятельностного подхода. Учитель – фасилитатор, главная задача которого – организация условий, провоцирующих детское действие. Элементарная структурная единица урока – учебная ситуация
Учебная ситуация Ситуация - система внешних по отношению к субъекту условий, побуждающих и опосредуюших его активность (Психологический словарь) Учебная ситуация – это особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, частично – запоминают (Федеральный государственный образовательный стандарт) Учебная ситуация – это дифференцируемая часть урока, включающая комплекс условий, необходимых для получения ограниченных, специфических результатов.
Типы учебных ситуаций Учебные ситуации Ситуация - проблема Ситуация - оценка Ситуация - иллюстрация Ситуация - тренинг Классическая ситуация Живая ситуация Действия по алгоритму, по инструкции, по стандарту
Цифровой микроскоп - разновидность оптического микроскопа, который использует оптику CCD-камеру для вывода цифрового изображения на монитор компьютера.
Лабораторные работы Цель работы: изучить особенности строения клеток растений Ход работы:
Педагогические преимущества использовать изображения объектов в качестве демонстрационных таблиц для объяснения темы или при опросе учащихся; изучать объект в динамике; создать архив фото- и видеоматериалов для дальнейшей подготовке презентаций к урокам и внеклассным мероприятиям; использовать изображения объектов на бумажных носителях при изготовлении дидактических карточек.
Создание учебной ситуации Признаки сравнения Эритроциты лягушкичеловека Относительные размеры Наличие ядра Форма Количество (в сравнении)
Создание учебной ситуации Предложите, как можно доказать факт постоянного движения цитоплазмы в клетках
Работа в группах Выберите изучаемый вами тип ткани, свой выбор обоснуйте
Индивидуальное задание Создание информационной карточки Спорангий Покрывальце Вайя
Проектная деятельность Что лучше для дрожжей – жара или холод? Почему дрожжи любят сладкое? Вода Раствор сахара
Изучение объектов в режиме реального времени
Плазмолиз в клетках кожицы лука
Этапы проектирования учебного процесса Прогнозирование возможных действий детей Отбор учебного материала Определение способов организации учебных ситуаций (методических средств, дидактического обеспечения, порядка действий учителя, порядка взаимодействия учащихся) Определение педагогических задач, решаемых на данном этапе учебного процесса
Требования к созданию учебной ситуации Учебные ситуации строятся с учётом возраста ребёнка При организации учебной ситуации учитывается специфика предмета Необходимо учитывать степень сформированности действий учащихся Желательно установить взаимосвязь между всеми учебными ситуациями, используемыми на уроке.