Об использовании новых информационных технологий при проведении занятий по экономике Жаворонкова Е.В., Липецк, Липецкий государственный педагогический университет
При проведении занятий по экономике удобно использовать презентации, решать задачи с применением Microsoft Excel: строить кривые спроса, предложения, находить точку равновесия, исследовать влияние налогов и дотаций на поведение покупателей и продавцов, строить диаграммы, проводить самостоятельные исследования и т.д.
Пример. Кривая спроса имеет вид: Q D =70-2P, кривая предложения: Q S =10+P Найдите равновесную цену и объем производства. Изобразите ситуацию графически.
Нетрудно заметить, что точка равновесия имеет координаты (20; 30). P QDQDQDQDP QSQSQSQS
Экономическая теория имеет массу вопросов, которые вправе можно назвать проблемными: что ждет Россию в будущем? существуют ли отклонения от закона спроса? как открыть фирму, которая будет приносить доход? всегда ли импортные товары дороже отечественных? и т.д. Студенты отвечают на эти вопросы, оформляя свой ответ в виде презентаций, буклетов, сайтов. То есть программа «Обучение для будущего» дает возможность побудить слушателей «Экономической теории» к самостоятельной, творческой деятельности, тем самым появляется интерес к изучаемой дисциплине.
Студенты изучают поведение цены каких-либо товаров и представляют отчет о проделанной работе. Обработка полученных данных проводится в Microsoft Excel, результаты и выводы оформляются в Microsoft Word.
Пример. В таблице приведены данные о розничных ценах на какие-то однородные продукты на рынке с января по май одного года. Продукты Январ ь Феврал ь Мар т АпрельМай 1-й, руб./шт. (или руб./кг. и т.п. ) й й Проведите исследование и сделайте выводы о поведении цен на данные товары.
Для наглядности представим данные на гистограммах. Можно заметить, что самые высокие цены были на третий продукт.
Выразим цену 2-го и 3-го товара через цены 1-го для каждого месяца ПоказательЯнварьФевральМартАпрельМай Относительная цена 2- го товара в цене 1- го, руб. 0,40, ,16671,11,18182 Относительная цена 3- го товара в цене 1- го, руб. 322,66671,71,36364 Исходя из полученных данных, делаются выводы. Если есть информация о количествах проданных товаров, то можно оценить и эластичность спроса на каждый продукт.