УРОК БИОЛОГИИ 5А КЛАСС УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ ОВЧИННИКОВ ПЁТР ЮРЬЕВИЧ
1. Сообщение по теме «Водоросли – низшие растения». Зелёные, бурые и красные водоросли. 2. Заполнить таблицу «Многообразие водорослей».«Биология. 5-6 классы» под ред. В.В. Пасечника.lnk«Биология. 5-6 классы» под ред. В.В. Пасечника.lnk 3. Тестовый контроль знаний по теме водоросли.«Биология. 5-6 классы» под ред. В.В. Пасечника.lnk«Биология. 5-6 классы» под ред. В.В. Пасечника.lnk
Цель урока: изучить систематическое положение, особенности строения, питания, размножения, значение и экологию лишайников как симбиотических организмов. Внимание! Основные понятия: слоевище симбиоз кустистые, листоватые, накипные лишайники лихенология, лихенолог
1. Строение и физиология лишайников 2. Многообразие и распространение лишайников 3. Значение лишайников 4. Закрепление 5.ДЗ
2 КОМПОНЕНТА 1. Автотрофный – водоросль 2. Гетеротрофный - гриб Гриб +водоросль = слоевище (тело лишайника)
Гриб снабжает водоросль водой и минеральным и солями. Водоросль в процессе фотосинтеза образует органические вещества для гриба.
водоросль гриб
Чаще всего путём отделения кусочков слоевища с последующим разрастанием Растут лишайники очень медленно, прирост их составляет от 1 до 8 мм в год Средний возраст лишайников от 30 до 80 лет
Двойная природа: водоросль и гриб
ЛИШАЙНИКИ накипные листоватые кустистые Калоплака ОмфалинаКладония
КУСТИСТЫЕ ЛИШАЙНИКИ Слоевище напоминает кустик. Поселяются на ветвях деревьев и свисают как борода. Или растут на поверхности почвы.
НАКИПНЫЕ ЛИШАЙНИКИ Выглядят как тонкая пластинка, тесно прирастающая в поверхности прикрепления
ЛИСТОВАТЫЕ ЛИШАЙНИКИ Пластинчатое слоевище приподнято над поверхностью прикрепления, похоже на лист.
Пески Сахары Безжизненная Антарктида Полярная тундра Леса Дальнего Востока Голая почва Стволы деревьев Раскаляемы солнцем скалы Заборы Стекло Чистая бумага
ПИОНЕРЫ ПРИРОДЫ ЯГЕЛЬ – КОРМ ОЛЕНЕЙ ОБРАЗУЮТ ПЛОДОРОДНЫЙ СЛОЙ ЗЕМЛИ НАКАПЛИВАЮТ ЛИХЕНИН БИОИНДИКАТОРЫ
В Библии рассказывается о народе, который много дней брел по пустыне, по колено утопая в песке все припасы, взятые с собой, были съедены. Многие падали от изнеможения и истощения на раскаленный песок Утром, когда солнце стало накалять песок, неожиданно поднялся ветер. И они увидели, как по песку, подгоняемые ветром, катятся серые комочки. Сильный порыв ветра поднял их кверху, и казалось, что они падают с неба. «Манна, манна! С неба падает манна!» Все, кто еще мог, бросились собирать эту «манну». Жадно ели сухие серые комочки, варили из них кашу и пекли лепешки. Чем была эта «манна» на самом деле?
1. После просмотра фильма определить тип лишайника по гербарному образцу 2. Вставить в тексте пропущенные слова 3. Выбрать правильные утверждения 4. Биологический тренажёр«Биология. 5-6 классы» под ред. В.В. Пасечника.lnk«Биология. 5-6 классы» под ред. В.В. Пасечника.lnk
Лишайники – представители царства растений. Лишайники – это единый организм, состоящий из гриба и водоросли, живущих в симбиозе. Лишайники впитывают воду из почвы с помощью корней. Лишайники можно встретить в лесу, горах, на лугах. Водоросли синтезируют органическое вещество, грибы всасывают воду и минеральные вещества. Кладонии представители накипных лишайников. Лишайники быстро растут. Человек не использует лишайники в своей жизни.
1. После просмотра фильма определить тип лишайника по гербарному образцу 2. Вставить в тексте пропущенные слова 3. Выбрать правильные утверждения 4. Биологический тренажёр«Биология. 5-6 классы» под ред. В.В. Пасечника.lnk«Биология. 5-6 классы» под ред. В.В. Пасечника.lnk
§ 15 рассказ по плану ответы на вопросы стр.59 Компьютерный контроль и биологический тренажёр по теме «Лишайники»