Путешествие в мир профессий часть I Автор Гергель В.А. Муниципальное образовательное учреждение лицей г.
Содержание 1.Термин «профессия»Термин «профессия» 2.Профессия и времяПрофессия и время 3.Типы профессийТипы профессий Если ВЫ хотите знать Как сориентироваться в мире профессий? Как правильно выбирать профессию? Как разобраться в своих способностях? Тогда в путь!
Профессия Термин профессия от латинского profiteri означает «говорить публично». Возможно, когда-то оно было объявлением другим людям о своем деле, заявлением о своем мастерстве, рекламой продукта деятельности, как предложение к диалогу об обмене ценностями и удовлетворению взаимных потребностей.
Кстати в США от понятия «Трудовое занятие» (occupation), за которое тоже платят деньги и которое требует специальной подготовки, отличается понятие «профессия», которое предполагает отличное качество выполнения работы, высокий уровень мастерства и квалификации.
Термины, которые путают с термином «профессия» специальность – более частное обозначение того, чем и как занят человек, что он знает и умеет, в чем совершенствует свое мастерство. В формальном смысле специалистами являются обладатели диплома о высшем образовании.
должность – место, занимаемое человеком в той или иной структуре, соответствующее уровню его подготовки и кругу выполняемых обязанностей, под квалификацией понимается уровень профессионального мастерства, карьера – продвижение в какой – либо сфере деятельности, социальная роль, общественная миссия, которую человек выполняет.
Профессия и время Профессии рождались и развивались на разных этапах цивилизации. По-разному выглядело и само понятие «профессия», профессиональная жизнь и отношение человека к проблеме ориентирования в океане профессий.
Доиндустриальный этап Мировоззрение человека и его трудовая деятельность зависели от сословной принадлежности и семейных традиций. Человек не утруждал себя выбором профессии, он размышлял о том, как спастись от голода и болезней.
Индустриальный этап Происходит массовая миграция людей в города. Изобретен ртутный термометр, проведены опыты с электричеством, произошел подъем в воздух на первом летательном аппарате. Однако, накормив человека и частично защитив его от природных напастей, индустриальная эпоха подчинила его служению техническому прогрессу. Человек стал средством совершенствования технологии производства.
Постиндустриальный период Самым важным и массовым товаром является информация. Устанавливается деление всех стран на категории: I категории производят научное знание, наукоемкие технологии, II категории обеспечивают материальное производство, III категории поставляют сельскохозяйственную продукцию и сырье для промышленного производства. В развитых странах растет кол-во интеллектуальных служащих.
Типы профессий (по предмету труда) Наибольшее распространение получила классификация профессий, предложенная академиком Е.А. Климовым, по предмету труда: человек-природа, человек-техника, человек-человек, человек-знаковые системы, человек-художественный образ.
Человек - природа Это профессии, связанные с сельсkим хозяйством, пищевой промышленностью, медициной и научными исследованиями (биология, география). Профессии: семеновод, мастер- животновод, зоотехник, агроном, кинолог, лаборант химико- бактериологического анализа и др. При выборе профессии этого типа очень важно разобраться, как именно Вы относитесь к природе: как к месту для отдыха или как к мастерской, в которой Вы собираетесь отдавать все силы производству.
Человек – техника Труд работников здесь направлен не только на технику, но все же ведущий предмет профессионального внимания - область технических объектов и их свойств. Профессии: проходчик, столяр, техник-металлург, инженер- механик, архитектор, электромонтажник, радиомеханик, строитель, сборщик компьютеров, специалист по телекоммуникациям и др. В мире техники имеются особенно широкие возможности для новаторства, выдумки, технического творчества. От человека требуется высокая исполнительская дисциплина.
Человек - человек Профессии: врач, учитель, психолог, парикмахер, экскурсовод, менеджер, руководитель художественного коллектива и др. Среди этого типа профессий можно выделить: профессии, связанные с обучением и воспитанием людей; профессии, связанные с управлением производством, руководством людьми, коллективами и др.
Человек – человек (продолжение) Для успешного труда по профессиям этого типа нужно научиться устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать людей, разбираться в их особенностях, а также овладеть знаниями в соответствующей области производства, науки, искусства. Краткий перечень качеств, которые очень важны в работе: устойчивое хорошее настроение в процессе работы с людьми, потребность в общении, способность понимать намерения, помыслы, настроения людей, умение быстро разбираться во взаимоотношениях людей, умение находить общий язык с разными людьми.
Человек – знаковые системы Профессии: переводчик, чертежник, инженер, топограф, секретарь- машинистка, программист и др. Чтобы успешно работать по профессии, нужны особые способности мысленно погружаться в мир, казалось бы, сухих обозначений, отвлекаться от собственно предметных свойств окружающего мира и сосредотачиваться на сведениях, которые несут в себе те или иные знаки. При обработке информации в виде условных знаков возникают задачи контроля, проверки, учета, обработки сведений, а также создания новых знаков, знаковых систем.
Человек-художественный образ Профессии: артист, художник, музыкант, дизайнер, резчик по камню, литературный работник. Одна из особенностей профессий типа "человек - художественный образ" состоит в том, что значительная доля трудовых затрат остается скрытой от стороннего наблюдателя. Более того, нередко прилагаются специальные усилия для создания эффекта легкости, непринужденности конечного результата труда.
Кстати Существуют другие классификации типов профессий, а именно: по условиям труда в зависимости от средств труда в зависимости от цели труда