Шевченко Ольга Александровна – руководитель юридической группы ФГБУ «Федеральный центр подготовки спортивного резерва», к.ю.н., доцент
Концепция развития системы подготовки спортивного резерва: Возникает необходимость дифференцированного подхода в занятиях спортом для большинства и отдельной части одаренных юных спортсменов, мотивированных достижением высоких спортивных результатов в будущем и выбором спорта в качестве основной жизненной ценности. В связи с этим, представляется важным формирование организаций спортивной подготовки нового типа, обеспечивая преемственность системы спортивной ̆ подготовки. Основной целью подготовки спортивного резерва в современных условиях является: - вовлечение оптимального числа населения в интенсивные регулярные занятия физической культурой и спортом, отбор и подготовка наиболее одаренных лиц, имеющих перспективу достижения спортивных результатов международного уровня для пополнения спортивных сборных команд России.
Ожидаемые результаты: 1. Формирование конкурентоспособной отрасли со всеми индивидуальными признаками: бюджетом, механизмом непрерывного процесса подготовки спортивного резерва, научно- методическим обеспечением. 2. Стимулирование организаций, осуществляющих спортивную подготовку, к переходу на реализацию программ спортивной ̆ подготовки, в том числе в рамках государственного (муниципального) задания, обеспечивая преемственность образовательного процесса и спортивной ̆ подготовки. 3. Создание эффективной системы подготовки спортивного резерва и формирование организаций спортивной подготовки нового типа. 4. Формирование качественных показателей в системе подготовки спортивного резерва и как следствие, обеспечение качественного отбора кандидатов в спортивные сборные команды. 5. Повышение доли организаций, осуществляющих спортивную подготовку, формирование организаций нового типа подготовки спортивного резерва в общей массе физкультурно-спортивных организаций. 6. Увеличение отраслевых социальных гарантий работникам системы спортивной подготовки.
Для обеспечения эффективного межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти по вопросам правового регулирования спортивной подготовки необходимо внесение изменений в следующие нормативные правовые акты и государственные программы: - Федеральный закон от ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»; - Трудовой кодекс Российской Федерации; - Положение о Министерстве спорта Российской Федерации (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от ); - государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на годы; - Постановление Правительства Российской Федерации от (ред. от ) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта». Предложения по совершенствованию нормативного правового регулирования подготовки спортивного резерва
Предлагается внести изменения в базовый Федеральный закон от ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (далее – ФЗ-329) путем его дополнения: - закрепить правовой статус, цели, задачи, особенности деятельности организаций, осуществляющих спортивную подготовку, для исключения дублирования функций этих организаций и обеспечения их оптимального взаимодействия; - закрепить правовой статус организаций подготовки спортивного резерва нового типа, которые будут обеспечивать максимально возможный положительный результат подготовки спортивного резерва, по сравнению с другим видами физкультурно-спортивных организаций; - установить и разграничить полномочия Министерства спорта Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по подготовке спортивного резерва; закрепить полномочия общероссийских и региональных спортивных федераций по координации подготовки спортивного резерва. Предложения по совершенствованию нормативного правового регулирования подготовки спортивного резерва
Установить в Федеральном законе 329-ФЗ единый порядок аттестации кадров в области физической культуры и спорта: -органы исполнительной власти Российской Федерации в области физической культуры и спорта определяют порядок присвоения квалификационных категорий и порядок аттестации тренера; общероссийские спортивные федерации по видам спорта разрабатывают требования и условия присвоения квалификационных категорий и аттестации тренеров. Закрепить в Трудовом кодексе Российской Федерации: - обязанности тренеров - повышать свою квалификацию, а работодателей - обеспечить повышение квалификации тренеров, в том числе с использованием современных информационных технологий и дистанционного обучения; предусмотреть дополнительные отпуска для тренера взамен удлиненного отпуска для педагогического работника с возможностью замены денежной компенсацией; удлиненный отпуск для тренеров за работу четырехлетнего олимпийского цикла. Установить в ведомственном акте Министерства спорта Российской Федерации: единые правила оценки деятельности руководителей и специалистов организаций, осуществляющих спортивную подготовку, систему аттестации руководителей, их заместителей и иных специалистов, с целью обеспечения перехода на эффективный контракт. Предложения по социальной защите спортсменов, тренеров и других специалистов сферы физической культуры и спорта в организациях, осуществляющих спортивную подготовку
Предложения по медицинскому и антидопинговому обеспечению спортивной подготовки Медицинское, медико-биологическое, антидопинговое обеспечение и реабилитационно-восстановительные мероприятия должны стать неотъемлемой частью процесса спортивной подготовки. В системе спортивной подготовки будут приниматься меры, направленные на внедрение здоровьесберегающих технологий, предоставление квалифицированной медицинской помощи. Реализация задачи по совершенствованию медицинского и медико-биологического обеспечения подготовки спортивного резерва будет осуществляться: - медицинское и медико-биологическое обеспечение подготовки юношеских и юниорских составов сборных команд Российской Федерации; - развитие сети региональных организаций здравоохранения в области лечебно- физической культуры и спортивной медицины, ответственных за медицинское обеспечение физкультурно-спортивных организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва.
Предложения по методическому обеспечению спортивной подготовки Закрепить в Федеральном законе 329-ФЗ условия для формирования единых методических подходов к внедрению современных форм и методов организации тренировочного процесса при разработке и реализации программ спортивной подготовки на основе федеральных стандартов спортивной подготовки. Проведение методической работы с организациями, осуществляющими спортивную подготовку, должно быть закреплено как обязанность субъектов Российской Федерации, Муниципальные органы власти также должны быть привлечены к проведению данной работы. С целью обеспечения единых методических подходов по виду спорта требуется законодательно закрепить: - разработку и апробацию «пилотных», авторских и экспериментальных программ спортивной подготовки; - разработку методических рекомендаций и региональных требований к развитию системы подготовки спортивного резерва в субъекте Российской Федерации; - оказание методической помощи организациям, осуществляющим спортивную подготовку, при участии во всероссийских и региональных программах; -другие мероприятия.
Перспективы подготовки спортивного резерва в Российской Федерации Созданы правовые механизмы для развития системы подготовки спортивного резерва в результате закрепления правового статуса организаций, осуществляющих спортивную подготовку, а также для формирования организаций спортивной подготовки нового типа Предложены проекты правовых актов с целью установления полномочий органов государственной власти по вопросам спортивной подготовки Предложены механизмы социальной защиты спортсменов, тренеров и других специалистов в сфере спортивной подготовки и гарантии их деятельности
Результаты планируемых изменений в системе подготовки спортивного резерва 1. Учреждены и действуют организации нового типа как фундамент системы спортивной подготовки. 2. Увеличена соревновательная практика лиц, проходящих спортивную подготовку. 3. Реализуются единые научно-методические разработки в системе подготовки спортивного резерва. 4. Обеспечено повышение профессиональной квалификации лиц, задействованных в системе спортивной подготовки. 5. Предоставлены дополнительные социальные гарантии работникам, обеспечивающим процесс спортивной подготовки. 6. Создана единая информационная система обмена статистической информацией. 7. Сформирована конкурентоспособная отрасль подготовки спортивного резерва.