«От Байкала до Амура»
Рельсы упрямо режут тайгу, Дерзко и прямо в зной и пургу. Веселей, ребята, выпало нам Строить путь железный, а короче – БАМ. ВИА «Самоцветы»
Идея строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ) восходит к концу ХIХ - началу ХХ века и обусловлена, в первую очередь, военно-политическими причинами. Начало массовых изыскательских работ на БАМе относится к маю 1931 года. В апреле 1932 появилось первое постановление Совнаркома "О строительстве Байкало-Амурской магистрали", утвердившее план строительства БАМа. Стройку, согласно постановлению, планировалось закончить в три года: сквозное движение по всей магистрали в режиме рабочей эксплуатации должно было быть открыто к концу 1935 года.
Первоначально заключенные должны были проложить трассу ст. Уруша Забайкальской ж.д. - зимовье Тында - с.Пермское-на-Амуре ( г. преобразовано в г.Комсомольск-на-Амуре) протяженностью около 2000 км. В 1932 году был организован Байкало-Амурский исправительно- трудовой лагерь (Бамлаг) - "дочка" ГУЛАГ НКВД. Начальником Бамлага был назначен печально известный "ударник и активист" своего дела Нафталий Френкель, ранее руководивший строительством Беломорканала. Осуществление проекта НКВД возложил на БАМЛАГ, срок окончания постройки г.
Местные жители говорят: «Бог создал Сочи, а бес – Сковородино и Могочу». Местные жители говорят: «Бог создал Сочи, а бес – Сковородино и Могочу». В начале прошлого века поселок Змеиный переименован в честь расстрелянного японцами председателя местного совета Сковородина. С 1927 года здесь работает одна из первых в мире опытных мерзлотных станций. В начале прошлого века поселок Змеиный переименован в честь расстрелянного японцами председателя местного совета Сковородина. С 1927 года здесь работает одна из первых в мире опытных мерзлотных станций. В 1932 году был образован самый крупный в стране исправительно-трудовой лагерь БАМлаг, задачей которого было строительство ветки от станции БАМ до зимовья Тында. Затем лагерь был преобразован в Железнодорожное строительное управление ГУЛАГа НКВД на Дальнем Востоке, в которое вошло шесть зон, через которые прошли свыше 100 тысяч заключенных. В 1932 году был образован самый крупный в стране исправительно-трудовой лагерь БАМлаг, задачей которого было строительство ветки от станции БАМ до зимовья Тында. Затем лагерь был преобразован в Железнодорожное строительное управление ГУЛАГа НКВД на Дальнем Востоке, в которое вошло шесть зон, через которые прошли свыше 100 тысяч заключенных.
8 июля 1974 года было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР 561 «О строительстве Байкало-Амурской железной магистрали» За 30 лет до 2004 года (когда закончен Северомуйский тоннель) построена грандиозная Магистраль, с тысячами уникальных мостов, с десятками поселков и станций, c сорокапроцентными уклонами и самым большим в стране тоннелем, стоившим десятков жизней строителей! В 1939 году подготовительные работы на восточном участке от Комсомольска-на-Амуре до Советской Гавани. В 1937 году определено общее направление трассы БАМа: Тайшет Братск северная оконечность Байкала Тындинский Усть-Ниман Комсомольск-на-Амуре Советская Гавань. Вслед за этим началось строительство трёх соединительных линий от Транссиба к намечавшейся трассе БАМа: Бам ында, Волочаевка Комсомольск-на-Амуре, Известковая Ургал. В 1932 году вышли два постановления СНК СССР «О строительстве Байкало-Амурской железной дороги» и были развёрнуты проектно-изыскательские работы.
1974 г. – начало последнего этапа строительства Байкало-Амурской магистрали. Основными двигателями стройки стали комсомольцы- добровольцы и военные строители. В краю, где звезды ближе к нам и солнечная даль, Теперь мы строим жизнь и БАМ стальную магистраль. Немало строек славных вех… Но лучше нашей нет. На четверть суток раньше всех встречаем мы рассвет.
Участки в составе БАМ: Бамовская - Тында – Беркакит; Известковая - Ургал – Чегдомын; находившийся во временной эксплуатации участок Березовка (Дуки) - Комсомольск-на-Амуре; Усть-Кут (Лена) – Северобайкальск; Ургал – Березовка (Дуки) г. - организация Байкало-Амурской железной дороги с местонахождением управления дороги в г. Тында. В ее состав вошли 3 отделения – Ургальское, Тындинское, Северобайкальское. Крупная узловая железнодорожная станция в Тынде Тынде
1989 г. - подписан акт Государственной комиссии о приемке в постоянную эксплуатацию последних перегонов БАМ. Июль 1996 г. - Коллегией МПС принято решение о разделе Байкало-Амурской железной дороги. С этого момента вся магистраль передана железнодорожникам МПС СССР. С Восточный участок передан Дальневосточной железной дороге, западный - Восточно-Сибирской. Граница дорог проведена немного западнее станции Хани.
29 сентября 1984 г. состоялась "золотая" стыковка на разъезде Балбухта (Каларский район Читинской области). Встретились восточное и западное направления строителей БАМ, продвигающиеся навстречу друг другу 10 лет.
1 октября 1984 г. состоялась укладка "золотых" звеньев БАМ на станции Куанда (Каларский район Читинской области). Единой магистралью БАМ стал 27 октября 1984 года, когда было уложено знаменитое "золотое звено", соединившее западную и восточную части железной дороги – от Тайшета до Ванино. Еще пять лет продолжалась работа по достройке инфраструктуры БАМа и вспомогательных веток. В 1989 году на магистрали началось сквозное движение поездов. Памятник в Куанде
БАМ проходит по территории с суровыми природно-климатическими условиями Высокая сейсмичность (до 9 баллов). Вечная мерзлота (глубина от 1-3 до сотен метров)
Высшая точка пути Муруринский перевал; крутые уклоны при заходе на этот перевал требуют применения двойной тяги и ограничения веса поездов.
Магистраль пересекает 7 горных хребтов Байкальский Северо-Муйский Удоканский Кодарский Олекминский Становик Туранский Дуссе-Алинский
Бам пролегает по территориям областей: Иркутская Читинская Амурская Бурятия Хабаровский край Якутия
Последний объект строительства – крупнейший в России. Открыт 5 декабря 2003 года. Из-за сложного рельефа местности более 30 км железной дороги проходит в тоннелях (среди них Байкальский (6,7 км) и Северо-Муйский (15,3 км). На трассе магистрали пробито восемь тоннелей. По своей протяженности ( м) он является самым длинным тоннелем в России и пятым в мире.. По условиям строительства тоннель не имеет аналогов: вечная мерзлота, обилие подземных вод, осыпи, обвалы, тектонические разломы.
Магистраль пересекает 11 полноводных рек Лена Зея Витим Олекма Селемджа Бурея Амур
На магистрали построено свыше 60 городов и поселков. 4 основных локомотивных депо в Нижнеангарске, Тынде, Зейске и Ургале, более 200 железнодорожных станций и разъездов, Западная часть магистрали (до станции Таксимо) электрифицирована, восточнее движение осуществляется на тепловозной тяге.
В среднем ежегодно по БАМу перевозят около 12 миллионов пассажиров и от 8 до 10 миллионов тонн грузов. На магистрали построено 2230 мостов. В 1989 году вступил в строй новый обход. Его длина была 61 км и на нем было уже 2 туннеля, а также необычно высокие виадуки с двухъярусными опорами, включая знаменитый Чертов мост- виадук в крутом повороте на уклоне через долину реки Итыкыт. (Из них 142 моста длиной более 100 метров)
В апреле 1974 года состоялся XVII съезд ВЛКСМ, на котором БАМ был объявлен ударной комсомольской стройкой и создан штаб ВЛКСМ по шефству над БАМом. В этот день 27 апреля 1974 г. делегаты комсомольского съезда проводили на БАМ первый Всесоюзный ударный комсомольский отряд им. XVII съезда ВЛКСМ. Бойцы отряда под торжественные звуки марша вошли в зал съезда. Получили наказ делегатов и к вечеру молодежным поездом отправились на БАМ. Следом за ними из разных республик и областей СССР на БАМ стали прибывать все новые и новые отряды посланцев. Вклад молодежи в строительство этой магистрали века трудно переоценить. Первый Всесоюзный ударный отряд имени 17 съезда ВЛКСМ. В отряде комсомольцы Москвы, Ленинграда, всех союзных республик. Командиром отряда утвержден делегат 17 съезда комсомола Герой соц. Труда Виктор Лакомов.
Азербайджанцы строили станции Ангоя и Улькан; Армяне Кюхельбекерскую и Звездную белорусы Муякан; Республиканские комсомольские отряды соревновались между собой и имели «свои» объекты. эстонцы Кичеру; таджики Солони; украинцы Новый Ургал; латыши Таксимо;
грузиныИкабью и Нию; казахи Новую Чару; литовцы Новый Уоян; молдаване Алонку. туркмены станцию Ларба; узбеки Куанду и Леприндо;
Тынду, столицу БАМа, строили москвичи. Вокзал в Тынде одна из достопримечательностей города. 27 октября 1984 г. на митинге в г. Тынде состоялось официальное открытие сквозного движения поездов по всей Байкало-Амурской магистрали. Множество разъездов и станций построено жителями РСФСР Крупная станция, локомотивное депо, большой вокзал с телевизорами в зале ожидания и обилием народа. ТЫНДА - крупный город с 9-12-этажными домами
В день 70-летия Николая Островского по инициативе младшего сержанта В. Леонова встали на корчагинскую вахту. Девиз: «Комсомолец! Эстафету рожденных бурей, Закаленных, как сталь, Ты сегодня продолжи, Строя Байкало-Амурскую Магистраль»! Работали «за себя и за того парня»
В этот день воины-путейцы под командованием старшего лейтенанта Валерия Скобелева уложили 125 метров рельсового пути. На Восточном участке Байкало-Амурской магистрали возле станции Ургал, на 2712-м километре от Усть-Кута, был забит первый - "серебряный" костыль в рельсовое звено главного пути БАМ. Право забить костыль было предоставлено члену ВЛКСМ рядовому Леониду Смирнову.
Памятник строителям БАМа год Дата создания: 8 июля 2014 г. Автор: Ковалева Татьяна Анатольевна И.о.зав.отделом краеведческой литературы Магистраль Века, воспетая в песнях и стихах, опередившая своё время и переживающая из-за этого трудности, работает и будет работать на благо России! Солнце в небе светит мудро, Молодеет древний край. От Байкала до Амура Мы проложим магистраль. (муз. О. Фельцмана сл. Р. Рождественского исп. Владислав Коннов