Николаев Евгений Викторович
Одним из приоритетных направлений специального (коррекционного) обучения умственно отсталых детей является формирование у них социальных компетенций.
задачи исследования
теоретические: подбор, изучение и анализ клинической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; обобщение опыта специалистов в области формирование у умственно отсталых старшеклассников социальных компетенций в процессе трудового обучения
эмпирические: наблюдение, сбор анамнестических данных, анализ и систематизация данных медицинской и психолого-педагогической документации
экспериментальные: диагностика мотивационной направленности учащихся, констатирующий, формирующий (коррекционно-развивающий), контрольный этапы психологического эксперимента
ШАХТЫ
Социальная активность: интерес к социальной деятельности ориентация на успех, эмоциональная устойчивость, личностная активность, адекватная самооценка, волевой контроль, уверенность в себе, эмоциональная устойчивость, мотивация достижения; умение анализировать ситуации принимать адекватные решения; сформированность навыков самообслуживания
Социальная грамотность знания о качествах личности, позволяющих успешно социализироваться в обществе, о наличии и уровне развития их у себя; знания о способах взаимодействия людей в обществе; о сущности здорового образа жизни; знания о правах и обязанностях человека как члена общества
Эффективная грамотность способность поставить себя на место другого и разрешать конфликты в соответствии с ситуацией; способность устанавливать и поддерживать социальные контакты со сверстниками и взрослыми людьми, работать в команде, проявлять инициативу при решении коллективных задач; организаторские способности; способность выражать свои мнения и желания в социально-приемлемой форме; принимать правила и нормы социальной жизни
Самостоятельность принятия решений наличие жизненных ориентаций и целей; принятие семейных ценностей; принятие ценностей здорового образа жизни, культурных, семейных ценностей; гордость за историю своей семьи, страны, народа
Анализ эффективности процесса формирования социальных компетенций у умственно отсталых старшеклассников в трудовом обучении