Наши дети – подростки Наши дети – подростки Проблемы семейного воспитания в пубертатном периоде
Семейное воспитание Семейное воспитание Целенаправленное влияние на развитие и формирование личности ребенка, которое начинается еще во внутриутробном периоде. Целенаправленное влияние на развитие и формирование личности ребенка, которое начинается еще во внутриутробном периоде. Передача социального жизненного опыта, моральных норм и правил от старших поколений к младшим. Передача социального жизненного опыта, моральных норм и правил от старших поколений к младшим.
Цели семейного воспитания: Стоять на страже безопасности ребенка и быть организатором его деятельности; Стоять на страже безопасности ребенка и быть организатором его деятельности; Быть консультантом и оказывать ему помощь; Быть консультантом и оказывать ему помощь; Быть дисциплинирующим началом, указывать ему пределы дозволенного. Быть дисциплинирующим началом, указывать ему пределы дозволенного.
В семье–подросток ! Что с ним происходит? Бурный рост, изменение пропорций тела, рост скелета опережает развитие мускулатуры; Бурный рост, изменение пропорций тела, рост скелета опережает развитие мускулатуры; Неуклюжесть, угловатость, неловкость; Неуклюжесть, угловатость, неловкость; Глубокая и болезненная перестройка организма подростка(гормональная буря) половое созревание Глубокая и болезненная перестройка организма подростка(гормональная буря) половое созревание Увеличение нагрузки на нервную и сердечно – сосудистую систему, перепады сосудистого и мышечного тонуса; Увеличение нагрузки на нервную и сердечно – сосудистую систему, перепады сосудистого и мышечного тонуса; Быстрая смена физического состояния и настроения; Быстрая смена физического состояния и настроения; Утомляемость, снижение работоспособности; Утомляемость, снижение работоспособности; Появление интереса к интимной жизни; Появление интереса к интимной жизни; Появление половых признаков; Появление половых признаков; Стремление изменить свою внешность. Стремление изменить свою внешность.
Что нужно подростку от взрослых? Подросток нуждается во взрослом человеке. Взрослый нужен ему как партнер, опора, ориентир в быстро меняющемся мире. Подросток нуждается в коллективе сверстников как естественной среде нормального развития. Подросток нуждается в любящей и понимающей его полноценной семье. Подросток нуждается в защите его права на яркие и сильные эмоции, на приключения, романтику, увлечения и интересы. Подросток нуждается в родительском понимании, социальной удовлетворенности, которые являются основой формирования полноценного члена общества
Психологические особенности подростка. Выход на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как члену общества, сравнение себя с другими людьми, взрослыми и сверстниками.
Ведущей деятельностью подросткового возраста является: Ведущей деятельностью подросткового возраста является: ; Общение со сверстниками; Переориентация со взрослых на сверстников; ; Стремление завоевать авторитет у сверстников и взрослых; Противоречивость внешних проявлений коммуникативного поведения: -С одной стороны, стремление быть такими же как все, с другой – желание выделиться, отличиться любой ценой. -Страстное желание иметь «друга на всю жизнь» с лихорадочной сменой приятелей.
Изменения в характере: Подростки становятся эгоистичными, считают себя центром вселенной, но всегда готовы на преданность и самопожертвование; Подростки становятся эгоистичными, считают себя центром вселенной, но всегда готовы на преданность и самопожертвование; Иногда их поведение грубо и бесцеремонно, но сами они очень ранимы; Иногда их поведение грубо и бесцеремонно, но сами они очень ранимы; Демонстративность поведения; Демонстративность поведения; Стремление поступать наперекор желанию и требованию взрослых, Стремление поступать наперекор желанию и требованию взрослых, Самоутверждение через одежду и другие материальные ценности; Самоутверждение через одежду и другие материальные ценности; Интеллектуальное утверждение; Интеллектуальное утверждение; Стремление высвободиться из- под опеки, контроля, покровительства старших(р.э). Стремление высвободиться из- под опеки, контроля, покровительства старших(р.э).
Реакция эмансипации- Возникает при: Возникает при: Чрезмерной опеке со стороны старших; Чрезмерной опеке со стороны старших; При мелочном контроле; При мелочном контроле; При лишении минимальной самостоятельности и свободы; При лишении минимальной самостоятельности и свободы; При частых конфликтах по поводу повседневных привычек При частых конфликтах по поводу повседневных привычек ( одежды, времени отсутствия дома, не выполненными заданиями и т.д.) ; ( одежды, времени отсутствия дома, не выполненными заданиями и т.д.) ; При повышении голоса до крика, при оскорблениях ребенка, унижении его в присутствии значимых ему людей; При повышении голоса до крика, при оскорблениях ребенка, унижении его в присутствии значимых ему людей;
Чувство взрослости Чувство взрослости Внешние проявления: Изменение внешнего облика в соответствии с модой взрослых; Изменение внешнего облика в соответствии с модой взрослых; Преувеличенный интерес к проблемам пола; Преувеличенный интерес к проблемам пола; Курение; Курение; Сквернословие Сквернословие Употребление спиртных напитков и т.д. Употребление спиртных напитков и т.д. Конфронтация с родителями Конфронтация с родителями
Как пережить подростковый кризис? Чутко относиться к потребностям детей: В самоутверждении; В самореализации; В общении; В дружбе. Чутко относиться к потребностям детей: В самоутверждении; В самореализации; В общении; В дружбе. - Перестроить свое отношение к детям данного возраста: доверять, советоваться, уважать мнение ребенка, выслушать, понять, помочь, стать ребенку самым лучшим другом. Лучший способ избежать грубости в свой адрес - не нарваться на нее. Лучший способ избежать грубости в свой адрес - не нарваться на нее. Сохранять доброжелательность и спокойствие в контактах с ребенком Сохранять доброжелательность и спокойствие в контактах с ребенком Не поучать, не читать нравоучений, говорить кратко и конкретно. Не поучать, не читать нравоучений, говорить кратко и конкретно. Не сравнивать ребенка другими детьми. Не сравнивать ребенка другими детьми. Предлагать (несколько вариантов), но не навязывать свое решение проблемы. Предлагать (несколько вариантов), но не навязывать свое решение проблемы. Хотите, чтобы ребенок Вас услышал – не кричите. Хотите, чтобы ребенок Вас услышал – не кричите.
Законы семейного воспитания: Законы семейного воспитания: Сотрудничество – главное средство воспитания. Сотрудничество – главное средство воспитания. Воспитание должно быть твердым, спокойным, бескомпромиссным, последовательным. Воспитание должно быть твердым, спокойным, бескомпромиссным, последовательным. Важен личный пример « ребенок – зеркало семьи». Важен личный пример « ребенок – зеркало семьи». Психологический климат в семье – питательная среда для эффективного воспитания. Психологический климат в семье – питательная среда для эффективного воспитания. Однозначность требований, поощрений, наказаний. Однозначность требований, поощрений, наказаний. Не раздражаться, чтобы не спровоцировать подсознательный протест, капризы, непослушание подростка. Не раздражаться, чтобы не спровоцировать подсознательный протест, капризы, непослушание подростка. Разумное применение запрещений. Разумное применение запрещений. Обязательное выполнение обещаний. Обязательное выполнение обещаний. Не использовать ребенка средством разрешения супружеских конфликтов. Не использовать ребенка средством разрешения супружеских конфликтов. Безусловная любовь к ребенку- основа гармоничного развития личности. Безусловная любовь к ребенку- основа гармоничного развития личности.
Ребенка можно сравнить с зеркалом. Он отражает любовь, но не начинает любить первым. Если детей одаривают любовью, они возвращают ее! Если им ничего не дается, им нечего и возвращать. Безусловная обусловленная ВАШ Безусловная любовь отражается безусловно, а обусловленная любовь и возвращается в зависимости от тех или иных условий. Хотите, чтобы вас любили ПРОСТО ТАК, ни за ЧТО-ТО? Тогда ПРОСТО любите своего ребёнка. Любите его за то, что он ВАШ!
В добрый путь! Успехов! Дорогие наши родители! В добрый путь! Успехов! Дорогие наши родители!
Благодарю за внимание !